пятница, 30 марта 2012 г.

Рок-школа против школы игры на волынке


Вероятно, Уильям Шекспир нанёс самый значительный ущерб культурному уровню Великобритании, чем кто-либо другой, за всё время существования человечества. После бесконечного штудирования его пьес в рамках школьной программы, очередное поколение школьников, вступающих во взрослую жизнь, считает, что вся литература – одна беспросветная скука. И я их не виню. Речь Порции о «нежном дожде» и близко так не трогает, как 10 минут игры в GTA.

Безусловно, и у Шекспира, и у Джона Донна вместе с Милтоном есть своё место в современной Британии. И место это глубоко в недрах Британской библиотеки, где их будут изучать только самые законченные гуманитарии.

Сейчас у моей N-летней дочери неуёмная страсть к литературе. Она просто пожирает творения Жаклин Уилсон и бесконечно обожает «Женское детективное агентство №1». Но я более чем уверен - это увлечение как ветром сдует, после знакомства с «Двенадцатой ночью» Шекспира.

Политики только и делают, что болтают о модернизации школьного образования, упуская главное: школа должна вдохновлять детей на чтение действительно интересных книг.

Та же история и с религией. Каждое воскресенье меня заставляли идти в церковь и читать библию. Это было гораздо мучительнее, чем, если бы меня заставили наизусть выучить весь «Потерянный рай» Милтона. Я вошёл во взрослую жизнь с непреодолимым желанием поджечь епископа Кентерберийского.

Но моя самая большая проблема – это музыка. Видите ли, я не жалею о том, что ничего не понимаю в литературе и не верю в Бога. Но если я о чём-то и жалею, то только о том, что на фортепиано я научился играть не лучше, чем собака завязывать шнурки.

Я знаю одного фотографа, он из Уэльса и почти всегда пьян. Но однажды в фойе отеля «Националь», что в Гаване, он сел и заиграл. Прямо обеими руками он начал наигрывать одну из мелодий Билли Джоэла.

Мне трудно было в это поверить. Этот несчастный валлиец обладал невиданным умением привнести надежду и счастье в столь мрачное и унылое место. Ему был подвластен настоящий звук Америки, звук свободы.

И женщинам это нравилось. На самом деле, нет ничего более привлекательного для женщины, чем мужчина, умеющий играть на музыкальном инструменте. Если вы способны в две руки сыграть «О малый город Вифлеем», в глазах женщины вы практически ничем не отличаетесь от Джона Бон Джови. Что предсказуемо, мой валлийский друг большую часть своего отдыха проводил в спальне.

Но в школе, почему-то не услышишь: «Дети! Если вы освоите «Фугу соль-минор» Баха, большую часть своей жизни вы проведете, пытаясь избавиться от Анджелины Джоли. А даже если так и скажут, то это никого не убедит. Потому что трудно представить более напыщенную манеру, чем та, с которой преподают музыку в школе.

Только вот почему дети не склонны разучивать даже новинки из последнего хит-парада? Ведь эту музыку они способны воспринимать с большей готовностью, чем сонату, написанную очередным русским вундеркиндом в свои 5 лет. 200 лет тому назад.

Проведу аналогию. Если вы подарите ребёнку сборную пластиковую модель кухонного стола, вряд ли его впечатлит то, что получится в итоге. Если же это будет модель линейного крейсера – скорее всего он будет в восторге.

А затем, ему захочется перейти к более глубоким и качественным вещам.
Когда мне было 10, я учил песни, которые даже при первом прослушивании вызывали тошноту, А эмоции, которые овладевали мной после того, как я их всё-таки разучивал, поистине непередаваемы. Из моей головы не уходит мысль, насколько бы всё это было интереснее и полезнее, если бы я тратил свои музыкальные уроки на разучивание «Blockbuster» группы Sweet.

Если бы всё это произошло, я бы через T Rex и Genesis, пришёл бы-таки к Билли Джоэлу. И это я бы впечатлил публику в отеле на Кубе.

В целом, современная музыка слишком сложна и в тоже время однообразна, для того чтобы быть понятной ребёнку, но любому даже самому бестолковому учителю музыки понадобится не больше пяти минут, чтобы освоить любую из современных композиций на приличном уровне.

Вот, к примеру, «Ода к радости» Бетховена. В моей нотной книге она играется на соль мажор, а в книге моей дочери на до мажор. Сыграй ее как угодно, она всё равно будет звучать примерно одинаково. Такая музыка проста для разучивания, такую музыку проще играть.

Это в том случае, если бы моей дочери вообще был бы интересен Бетховен. Она хочет играть «Clocks» группы Coldplay или «Behind Blue Eyes» Who. Ей хочется получить в итоге крейсер, а не кухонный стол.

Это я называю настоящим родительским эгоизмом. Заставлять ребёнка играть на пианино – всё равно, что заставлять гориллу носить смокинг. У них нет к этому склонности. Как впрочем, и у меня. Потому что, когда они начинают играть, нигде в доме не спрятаться от этой какофонии.

Сосед, решивший позабавиться с перфоратором, на следующее утро, после бурной вечеринки – это ужасно. Но даже это намного приятнее, чем слушать те звуки, которые пытается извлечь из фортепиано ваше 9-летнее дитя. А самое главное, даже если он сыграет всё без единой ошибки, от этого не будет пользы никому.

В связи с этим у меня есть идея. Пожалуйста, издайте кто-нибудь книгу «Мелодии, которые нравятся твоему папе в до миноре». И, давайте доверим реформы школьной образовательной программы кому-нибудь адекватному?

2 комментария:

  1. Тысяча чертей!!! Да он чуть больше чем прав.
    Спасибо за отличный перевод.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. скоро будут еще переводы :) следи за обновлениями

      Удалить

Яндекс-Метрика

Яндекс.Метрика