воскресенье, 20 апреля 2014 г.

Буйство красок

Люблю рассматривать старые фотографии Воронежа. В них есть что-то совершенно невероятное, по-своему очаровательное и... неузнаваемое. Кое-что, из того что на них запечатлено, я ещё застал, но в основном это фотографии совершенно незнакомого мне города. По-правде говоря, это и есть фотографии абсолютно другого города: провинциально тихого, утопающего в зелени, спокойного и безлюдного. И вот странное дело, улочки, в своей основной массе, тогда были намного уже, чем сейчас. Большинство центральных магистралей с тех пор не раз подвергались реконструкции и расширению. Да что там, за каких-то полвека город разросся чуть ли не вдвое вширь, а в высоту так и вообще на несколько порядков. Из относительно небольшого городка с населением 440 тыс. человек (1959 г.) Воронеж превратился в кипящий жизнью мегаполис-миллионник. А дышалось в том, старом "микроворонеже" намного легче.

Кто-то скажет, что это естественный процесс, мол, хочешь простора – езжай в КНДР. А у нас здесь рыночная экономика, расцвет малого и среднего бизнеса (объективно, это всё же так), люди в целом богатеют, обзаводятся машинами, недвижимостью. Жизнь не стоит на месте, а государство ещё не научилось всем этим, внезапно свалившимся на голову добром, вменяемо управлять.

Вот эта фотография и натолкнула меня на подобные мысли. По уверениям краеведов – это первый рекламный объект такого масштаба в городе. По легендарности с биллбордом может сравниться разве только гигантская бутылка "Кока-Колы", стоявшая возле гостиницы "Брно", где и погибла в 2000 году от рук футбольных фанатов. Фотография ниже также датирована началом 2000-х годов.
Признаюсь, я с трудом узнал это место. Сегодня остановка "Памятник Славы" обезображена до неузнаваемости. Что символично, фактически являясь "городскими воротами" московского направления, место до сих пор даёт возможность всем страждущим окунуться в атмосферу Москвы 90-х со всеми её маргиналами, хаотичной торговлей, разбитыми тротуарами и бесконечным потоком прохожих (хотя кое-где столица от этих атрибутов до сих пор не избавилась).

Обратите внимание на белые арки домовой пристройки. Я не помню их такими. Только увидев эту фотографию, я узнал, что там вообще есть какие-то арки. Сегодня это выглядит так:
К этому виду мы все привыкли, проходя, пробегая, проезжая и проползая мимо каждый день. Но трудно описать степень моего шока, когда я сопоставил эти фотографии "до" и "после" между собой. К чему мы пришли?

Но спешу вас обрадовать. Через 10, в крайнем случае через 15 лет от всего этого не останется и следа. Да, я оптимист. Но мой оптимизм имеет под собой определённые основания. Исторически сложилось, что всё то, что происходит в региональных центрах сегодня является адаптированной копией того, что происходило в Москве 7-10 лет назад. Это касается всех положительных процессов: экономического развития, подъёма предпринимательства, удачных инфраструктурных решений, благоустройства и т.д. Равномерно по всей стране у нас разве что только медным тазом всё накрывается. Развитие и прогресс неравномерны и требуют времени.

Год назад "Студия Артемия Лебедева" представила проект городского дизайн-кода Москвы. Штука очень важная и нужная, давно работающая по всей Европе и успешно спасающая её от той стихии, которая захлестнула многострадальную воронежскую остановку "Памятник Славы".

Городской дизайн-код – это подробное описание того, как должны выглядеть вывески, указатели и рекламные конструкции, чтобы всё это добро хотя бы не уродовало внешний облик архитектуры и городских улиц в целом. Если интересно, рекомендую ознакомиться с документом напрямую (62 страницы иллюстрированного текста). Скачать его можно по этой ссылке. Документ сопровождается большим количеством иллюстрированных примеров того, как делать не надо. Все антипримеры вы можете в изобилии встретить на улицах нашего любимого Воронежа.

К примеру дизайн-код запрещает использование фальшфасадов:
Рекомендует избавляться от наглухо заклеенных витрин:
Разумеется, борется с полиграфическим безумием:

Пока инструкции действуют только на центральных улицах Москвы, но уже приносят плоды. Одной из первых начала переоформляться аптека "36,6". Так это было раньше:
Так это будет теперь:
Уже привела свои вывески в соответствие c новыми правилами "Шоколадница". До:
После:
А что же у нас? По запросу "дизайн-код Воронеж" Яндекс выдаёт "вузы со специальностью дизайн" и "цены на дизайн". У Воронежа пока нет никакого дизайн-кода, поэтому люди с больным чувством прекрасного могут уродовать наш с вами город как хотят, и никто им слова на это не скажет. Однако, в теории, контролирующий орган всё же существует. Все проекты фасадов согласуются с главным архитектором города. Но фишка в том, что сейчас можно, во-первых: согласовать практически любой дизайн, зная правильный подход; во-вторых (как и делает большинство): согласовать одно, а сделать совершенно другое. В итоге мы получаем нечто такое:
За массивными вывесками, дешёвыми печатным баннерами, которые так здорово выгорают на солнце, безумных расцветок фасадами, уже давно пропал тот самый, настоящий, милый и просторный Воронеж. Но недавно я узрел настоящий райский цветок посреди всего этого адского вальса разномастных вывесок.
В самом центре города появился первый объект, хозяин которого оказался очень решительным парнем, и противопоставил традиционному воронежскому дизайну оригинальный московский дизайн-код. Это настолько примечательное событие для Воронежа, что хочется зайти и приобрести здесь хоть что-нибудь, хотя бы пачку аскорбинки или гематоген, если уж вам ничего больше не нужно.

Эта особенно бросается в глаза, если обернуться и осмотреть окрестности. А вокруг более привычная нашему глазу картина.
И это не деревня Кукуево, жители которой вдруг внезапно ощутили все прелести доступной полиграфии. Для тех, кто не в курсе, сообщу: отсюда до главной площади крупнейшего города Черноземья 30 секунд пешей ходьбы, до здания областной думы и мэрии по 2 минуты соответственно.
Я прекрасно понимаю, что реклама – основной двигатель торговли. Все эти пёстрые плакатики кормят не одну и не две семьи. Но я убеждён, что если мы с вами хотим выйти на достойный уровень жизни, то внешний вид улиц наших городов сыграет в этом далеко не последнюю роль. Всё это очень скоро придётся убрать.

И я мечтаю когда-нибудь с гордостью написать о том, что это произошло.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Яндекс-Метрика

Яндекс.Метрика