суббота, 12 апреля 2014 г.

Реклама, которую мы покупаем

Первой серьёзной периодикой, на которую я подсел ещё будучи третьеклассником, стал отличный журнал "Вокруг света". Осознать, насколько же это было давно, можно, пробежавшись по журнальным рекламным вставкам: лучевые телевизоры (самым крутым считался моноблок – телевизор скрещенный с видеомагнитофоном), массивные видеокамеры, монохромные мобильные телефоны, автомобили, которые сейчас иначе как на вторичном рынке нигде и не встретишь, а цены на тотальное большинство услуг были указаны в каких-то загадочных у.е. Смутное время.

Шли годы, стопка журналов у меня дома росла и росла. Почему-то с "Вокруг света" я вдруг переключился сначала на автомобильную прессу типа "За рулём", больше года регулярно приобретал "Quattroruote", потом, как сейчас помню, во время первой семейной поездки в Крым, я купил в Алуште "Популярную механику" и сразу же подсел теперь уже на неё. Менялись склонности и увлечения, а заинтересовать меня какой-то свежей информацией, да ещё и красиво поданной, оказалось совсем не трудно.

В скором времени журналы стали занимать чересчур много места у меня в комнате (выбрасывать их рука не поднималась) и вся многолетняя и разношёрстная подшивка в полном составе отправилась на дачу, где её и найдёт кто-нибудь (скорее всего это буду я), лет эдак через 20-30. После этого я перестал покупать журналы. Совсем перестал. Перестал покупать, но не читать. Я стал их скачивать. И, что парадоксально, именно в этот самый момент меня стало неимоверно раздражать количество рекламных разворотов, которые заполонили буквально всю периодику вдоль и поперёк.

Причина этого совсем не в моей неизмеримой наглости. Отсканированный в хорошем качестве полноформатный журнал – это весьма увесистая пдфка. Мой планшет кушает пдф не то чтобы нехотя, но отнюдь не торопясь, постепенно, страничка за страничкой, проявляя заветные строки. Читая некоторые журналы, я начал замечать, что пролистывание рекламных вставок теперь стало занимать даже больше времени, чем ознакомление со всей полезной информацией на его страницах. Такие мысли сподвигли меня на проведение маленького исследования, которое в конечном итоге и вылилось в этот пост.

В двух слова, суть эксперимента: я взял 16 самых популярных журналов на самые разные темы (среди них есть и глянец, и не очень) и посчитал соотношение страниц, заполненных рекламным содержимым, к страницам, на которых есть, что почитать. Ниже, вашему вниманию рейтинг журналов в порядке возрастания доли рекламных материалов в них.

















Без пояснения такие результаты могут ввести в лёгкое заблуждение. Не нуждается в пояснении только тот факт, что никто ничего за бесплатно не делает. И рекламный бюджет – очень ощутимый кусок пирога, которым питается большая команда людей, работающих на любым медийным проектом. Журналы делятся на продающие что-либо напрямую, и продающие что-то через привлечение информацией. Если присмотреться к диаграммам, становится ясно, что практически вся периодика первой категории осела в верхней части списка, тогда как вторая категория опустилась на дно в полном составе. Получается, что реклама – это, грубо говоря, индикатор объективности источника. Стоит задуматься, как и кем финансируется издание того или иного журнала в том случае, если количество очевидной рекламы на его страницах слишком незначительно.

К примеру, столь низкий уровень рекламы, в привычном её понимании, в "Computer Bild" или "За рулём" объясняется тем, что рекламой (на этот раз уже скрытой), там являются почти все информационные материалы. "За рулём" вообще ушли от привычной концепции полностраничных блоков и щеголяют разве что только небольшими баннерами на четверть страницы. Любой рейтинг, обзор новинок, сравнительный обзор – уже реклама. Та же ситуация с "Игроманией": те немногие вставки, что мне удалось обнаружить внутри – реклама железа, гаджетов и... средства против угревой сыпи. Забавно.

Журналы с рекламной долей в районе 20% – почти все о путешествиях. В основном рекламируются турфирмы, услуги сотовых операторов, пляжная косметика. Лишь "Вокруг света" немного выбился с показателем 29%. Не хочется осуждать его за это. Субъективно, сегодня это, пожалуй, самый качественный продукт на рынке печатных СМИ,

Четыре из шести журналов с рекламной долей больше 25% – мужской глянец. Голые женщины, к сожалению, не продаются. Зато они отлично продают. Да и реклама здесь другая, соответствующая: дорогие машины, дорогие часы, парфюм, банковские услуги, брендовая одежда. Отмечу, что за рекламу я считал и популярные "замаскированные" рейтинги модных новинок, разделы, посвящённые моде и электронике. На страницах глянца любое упоминание автомобиля или гаджета бесплатным не бывает.

Но есть один журнал, который не может оправдать свои чудовищные 58% рекламы практически ничем. На его страницах не найдёшь ни обнажённых женщин, ни дорогих автомобилей. Esquire – это журнал, толстый журнал, который читается от корки до корки за 45-50 минут. Честно говоря, с него-то я и начал это исследование. С моей точки зрения, это тот случай, когда продукт пользуется потребительским спросом по инерции, из уважения к бренду. А тем временем количество интересных материалов на его страницах стремительно тает, уступая место рекламному глянцу. Хотя то что ещё осталось – по прежнему высочайшего качества.

Я умышленно не брал в расчёт популярные женские журналы аля "Cosmopolitan", "Vogue" из тех соображений, что подсчитывать объём рекламы там не имеет смысла. Это на 100% рекламные каталоги, о чём прекрасно осведомлены их многочисленные покупательницы. А если все всем довольны – не вижу причины копать глубже.

Впрочем, всё то что вы узнали только что, по сути, абсолютно бесполезная для вас информация. Я оказался не готов платить 100-200 рублей за цветной рекламный буклет, а редакторы вынуждены и дальше превращать свои труды в бесплатные газеты платных объявлений "Ва-банк".

Через 20 лет все забудут, что такое печатная периодика. Все уйдут в сеть. Не верите? Скоро мы все вместе убедимся в этом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Яндекс-Метрика

Яндекс.Метрика