Мы живём в прекрасной стране. Безо всякой иронии. У всех
дома скоростной интернет и хороший ремонт, в семье по две недешёвых машины, в
кармане последний айфон, а в сумке планшет. У людей есть средства не только на
походы по ресторанам и регулярный шоппинг, но и на путешествия по далёким
странам, покупку недвижимости. Конечно, я говорю не о всех, но такое положение
вещей для обычного жителя российского мегаполиса уже давно не является чем-то
запредельным. При всём при этом, наши города, улицы, дома и подъезды настолько
ужасны, что обеспеченность и благосостояние граждан совершенно не вяжется с той
средой, в которой они обитают.
И люди к этому привыкли. Эти фотографии кажутся вам
омерзительными, но вы каждый день видите всё это наяву своими глазами, и едва
ли обращаете на это слишком много внимания. Это естественная защитная реакция
на проблему, на которую вы никак повлиять не можете. Нет, добиться решения
каких-то локальных проблем (например, благоустройство конкретной мусорки или
ремонт дороги) можно и в одиночку. Проблема в том, что прибравшись в одном
месте, на которое поступила жалоба, власти посчитают свою миссию на этом
полностью выполненной и даже не взглянут на тот апокалипсис, который окружает
образовавшийся уголок порядка. «Хотите благоустройства соседней мусорки? Пишите
ещё одну жалобу. А пока мы вывезем весь мусор туда!». Таким образом, без
инициативы, заинтересованности и финансирования сверху, в глобальном плане
ничего не изменится, как бы мы на это не надеялись.
А что же мир? Чем кивать на Конго или Сомали, мол мы ещё не
плохо живём, я предпочитаю обратить свой взгляд на державы, граждане которых
любят и уважают себя, а государство любит и уважает своих граждан. За образец
для подражания отлично сойдёт Чехия – прекрасная страна с интересной историей,
сегодня обильно заселённая русскими гастарбайтерами. В феврале мы целую неделю гуляли
здесь, хорошо изучив не только Прагу, но и несколько окрестных городишек. Вообще
говоря, в Праге есть много такого, чего в России нигде не увидишь: удивительная
готическая архитектура, многовековые соборы, запутанные узкие улочки старого
центра, дожившие до наших дней с минимальными изменениями. Всё это прекрасно,
рекомендовано к близкому знакомству и личному посещению, и об этом замечательно
рассказано в любом туристическом путеводителе. Я же хочу провести для вас
маленькую экскурсию по обычному пражскому спальному району, на прогулку по
которому я отправился одним чудесным солнечным и морозным утром.
Локацию для исследования я выбрал уже давно, за это спасибо Google Street View. Поэтому всё что мне оставалось сделать, это спуститься на ближайшую станцию метро (мы жили на Náměstí Republiky), купить проездной за 24 кроны (36 рублей) и за полчаса путешествия по жёлтой ветке оказаться на самой окраине города – в замечательном районе "Прага 13". В Праге нумерация районов начинается от центра города, поэтому об отдалённости района можно судить по номеру в названии. На землю я вышел на станции Lužiny.
Хотя, если быть дотошным, на поверхность земли я поднялся задолго до прибытия на нужную мне станцию. За пределами центра пражское метро в основном проходит по поверхности. Такой принцип обеспечил хорошую экономию средств на этапе постройки линий.
Площадь возле станции отталкивает. Стоит только выйти из наземного вестибюля, как упираешься в страшного вида полузаброшенный торгово-офисный центр. "Вот и приехали в цивилизацию" – подумал я. И поспешил унести ноги от этого жуткого места подальше, не желая нарваться на добровольно-принудительную экскурсию по окрестностям от местных наркоманов.
Я шёл вдоль по улице и не мог нарадоваться погоде. За день до этого было очень пасмурно, на следующий день стало очень холодно и ветрено. Так что сама природа создала мне все условия для приятной прогулки, припорошив всё за ночь снежком.
Район застроен исключительно панельными многоэтажками, не сильно отличающимися от тех, что заполонили спальные районы Воронежа в советские годы и продолжают строиться по сей день. Однако в глаза сразу бросается одна вещь: все многоэтажки очень симпатично раскрашены! Более того, ни один стиль рисунка не повторяется дважды. Все дома уникальны.
Смотрится очень круто! Идёшь и ищешь глазами самый интересный дом, хотя по архитектуре они все скучны и идентичны. Нет способа дешевле и проще облагородить внешний вид панельных кварталов, при этом разогнав всё уныние и депрессивный мотив, который они обычно навевают. В Воронеже я тоже всё чаще наблюдаю раскрашивание обычных жилых домов (например, свечка на углу Волгоградской и Димитрова), но реализуют это без души, чаще всего однотонно. А чешские многоэтажки любопытны не только своей раскраской.
Потрясающе! Солнечные часы, на самом деле показывающие точное время. Жителям этого дома куда проще дать ориентиры своего местонахождения другу, который впервые решил их навестить.
Буквально через три минуты пешего шага я свернул во двор одного из домов. Вся застройка в этом районе выполнена примерно по одному принципу: два полукруглых дома совмещаются таким образом, что получившееся овальное пространство между ними и образует общий дворик на два дома. Дома поменьше заворачиваются сами на себя. Это очень умный шаг, ведь двор получается практически закрытым и безветренным. Создаётся ощущение "своей" территории. Вряд ли хотя бы один здравомыслящий воронежец считает двор вокруг дома "своим". У нас против этого играет даже планировка района. Здесь иначе.
В Чехии очень остро стоит проблема малолетних придурков с баллончиками. Практически все стены домов в старом центре города изгажены безобразными "тэгами". В спальном районе, как ни странно, явление не так распространено, хотя и встречается.
Захожу во двор. Внутри царит сказочное благоустройство и продуманность. Все подъезды выходят внутрь. По периметру тянется пешеходная дорожка, по которой можно обойти весь двор по кругу и попасть в любой подъезд. Машин почти не видно – для них выделено лишь два маленьких ответвления недалеко от въезда. Все остальные автомобили паркуются с другой стороны на специальной парковке. По дворовой территории передвижение ТОЛЬКО пешком или на велосипеде. И вы не представляете, насколько дружелюбной и приятной это делает всю окружающую среду. И ни у кого ещё не отвалились ноги от маленькой утренней прогулки до машины.
Дорожки пересекают двор в разных направлениях, образуя интересные хитросплетения. Наверное, летом здесь в тени деревьев гуляют пенсионеры, а дети катаются на велосипедах и скейтбордах.
Обратите внимание, лавочек нет ни у одного подъезда. Пенсионеры склонны заниматься здесь чем-то более интересным, чем круглосуточным вычислением проституток и наркоманов среди своих соседей.
Мусорные баки представляют из себя аккуратные и закрытые металлические контейнеры на колёсиках. Установлены они в специально отведённых местах под навесами. Вдруг кто-то забудет закрыть крышку, а внутрь нальётся дождевая вода? У нас с проблемой осадков обычно успешно справляется система "дырявый контейнер".
Перед вами вход в подъезд.
Все подъездные двери стеклянные! Никто ещё не побил и не запачкал ни одного стекла. Зато это придаёт очень сильное ощущение открытости и уюта.
Вспомните, что вы видите на входе в свой подъезд? Наши двери скорее напоминают бронированные заслоны на случай непредвиденной атаки зомби, по сравнению с этой прелестью.
Здесь отличились и установили очень модную дверь с домофоном. Вместо нумерации квартир – бумажки с фамилиями. В центре, кстати, такое встречается повсеместно. Напомню, что дома никакие не элитные. Единственное их достоинство – минутная близость к метро и большой парк неподалёку. В остальном, это обычные панельки советской планировки с двушками по 49 квадратов. Аренда такой квартиры обойдётся в среднем в 18 тыс. рублей в месяц, включая коммуналку, а её средняя стоимость на вторичном рынке – 2 млн. 700 тыс. рублей. Для чехов цены не маленькие, но в Праге есть жильё и намного-намного дороже.
Теперь посмотрим, что у нас есть непосредственно во дворе. В первую очередь, это, конечно, спортивные площадки. Их несколько: баскетбольная, футбольная и т.д. Всего, на территории одного двора я насчитал четыре отдельно стоящие площадки.
Есть развлечения для детей всех возрастов. На фото ниже – площадка для детей постарше. Есть даже небольшой стенд для скалолазания. Всё, само собой, расписано баллончиками.
А вот что поразило больше всего. Во дворе я обнаружил крошечный детский садик. Видимо сюда ходят только дети из двух ближайших домов.
И это ещё не всё. Рядом точно такая же крошечная начальная школа.
Зашёл в другой двор, а там тоже самое: школа и садик. Как же удобно и здорово...
Пройдя весь двор насквозь, я нашёл ту самую большую стоянку. Она бесплатная, неохраняемая и общедоступная. Полно пустых мест, хотя время такое, что все ещё не проснулись и сидят по домам (воскресное утро). Во двор на машине никто не заезжает, хотя единственное, что отделяет пешеходные дорожки от автомобильных – невысокий бордюр. Просто никому не приходит в голову.
Некоторые паркуются по обочинам дорог, но только там, где это разрешено. Видимо поближе к окнам. В Чехии очень распространены кражи из автомобилей и угоны. Поэтому у многих на руле висит огромная кочерга-блокиратор, мода на которые прошла у нас уже лет десять назад. На фото: эталонный образец чешской законопослушности.
Стоянка в округе далеко не единственная. Район обильно застроен жилыми многоэтажками, и практически каждая обеспечена своей стоянкой. Эта, например, пользуется большой популярностью.
Очень типичная картина для Чехии. Собак здесь просто обожают. Нередко, на улице можно встретить человека в сопровождении трёх-четырёх домашних питомцев. В тоже время ни одной бездомной собаки (да и кошки) за всё время нашего пребывания в стране мы так и не нашли. Эту проблему решили много лет назад поголовной стерилизацией всех существовавших на тот момент бездомных животных.
А тем временем я подхожу к следующей станции метро вдоль по жёлтой ветке, с которой намереваюсь уехать домой. На прогулку у меня было всего полтора часа, и за это время я успел узнать и увидеть очень много!
Напротив входа в метро, как всегда, крупный торговый комплекс. Здесь поинтереснее, чем на той станции, с которой я сюда пришёл. Albert – сеть дешёвых продуктовых магазинов для пенсионеров (аналог "Магнита").
Станция Luka оказалась целым пересадочным комплексом. Автобусы в Праге не очень популярны и в основном связывают между собой городские окраины. А ещё они всегда пусты. Я видел битком забитые трамваи, но автобусы никогда.
Всё организовано очень удобно: со станции метро можно либо спуститься на остановку автобуса и продолжить путешествие на нём, либо сразу пересечь дорогу по надземному переходу. Кроме того, здесь реализована невиданная для России вещь: надземный переход продублирован обычной "зеброй". На первый взгляд глупость, но если изучить пример других развитых в плане дорожной инфраструктуры городов, то можно убедиться в том, что надземный переход не заменяет обычный наземный, а именно дополняет его. В том месте, где долгое время существовала "зебра", а затем построили надземный переход, а "зебру" ликвидировали – всегда самое большое количество аварий с участием пешеходов (вспомните хотя бы остановку "Автовокзал").
Последним взглядом окидываю окрестности. Здесь хочется жить. Вернее, немного не так. В такой атмосфере хочется жить, но в Воронеже. Хочется хотя бы чуточку оказаться полезным в процессе очеловечивания нашего города. Пока я могу сделать этого только при помощи своего блога, заразив кого-нибудь похожими идеями, но кто знает, что будет дальше :) Ведь все так или иначе тянутся к прекрасному. А прекрасное, вот же оно...
Возле входа на станцию висит карта района. Довольно уродливая и непонятная, зато отмечены все парковки, заправки, аптеки, отделения почты и полиции в окрестности. Действительно крайне удобное решение, которое можно было бы без труда применить и в нашем городе. Для окупаемости выделить на стенде рекламную площадь, точь-в-точь как это сделано здесь. Проект готов – забирайте!
Последние воспоминания – парочка полисменов, мило прогуливающихся взад-вперёд по светлой платформе станции Luka и подозрительно поглядывающих на мой меховой воротник (по которому чехи всегда безошибочно вычисляют русских). И вот они всё смотрят и смотрят, а я пытаюсь не смотреть на них в ответ, а куда-то сквозь замыленное и грязное стекло, за которым лишь исписанный "тегами" металлический забор... Поезда в пражском метро ходят не часто, особенно по утрам в воскресенье. Через 12 минут ожидания красно-серая гусеница лениво въехала на платформу и забрала несчастных, которых волей судьбы выдернуло этим морозным воскресным утром в такую рань из тёплой постели, и меня. Счастливого меня!
Монетку не бросил, но я сюда ещё точно вернусь.
Площадь возле станции отталкивает. Стоит только выйти из наземного вестибюля, как упираешься в страшного вида полузаброшенный торгово-офисный центр. "Вот и приехали в цивилизацию" – подумал я. И поспешил унести ноги от этого жуткого места подальше, не желая нарваться на добровольно-принудительную экскурсию по окрестностям от местных наркоманов.
Я шёл вдоль по улице и не мог нарадоваться погоде. За день до этого было очень пасмурно, на следующий день стало очень холодно и ветрено. Так что сама природа создала мне все условия для приятной прогулки, припорошив всё за ночь снежком.
Район застроен исключительно панельными многоэтажками, не сильно отличающимися от тех, что заполонили спальные районы Воронежа в советские годы и продолжают строиться по сей день. Однако в глаза сразу бросается одна вещь: все многоэтажки очень симпатично раскрашены! Более того, ни один стиль рисунка не повторяется дважды. Все дома уникальны.
Смотрится очень круто! Идёшь и ищешь глазами самый интересный дом, хотя по архитектуре они все скучны и идентичны. Нет способа дешевле и проще облагородить внешний вид панельных кварталов, при этом разогнав всё уныние и депрессивный мотив, который они обычно навевают. В Воронеже я тоже всё чаще наблюдаю раскрашивание обычных жилых домов (например, свечка на углу Волгоградской и Димитрова), но реализуют это без души, чаще всего однотонно. А чешские многоэтажки любопытны не только своей раскраской.
Потрясающе! Солнечные часы, на самом деле показывающие точное время. Жителям этого дома куда проще дать ориентиры своего местонахождения другу, который впервые решил их навестить.
Буквально через три минуты пешего шага я свернул во двор одного из домов. Вся застройка в этом районе выполнена примерно по одному принципу: два полукруглых дома совмещаются таким образом, что получившееся овальное пространство между ними и образует общий дворик на два дома. Дома поменьше заворачиваются сами на себя. Это очень умный шаг, ведь двор получается практически закрытым и безветренным. Создаётся ощущение "своей" территории. Вряд ли хотя бы один здравомыслящий воронежец считает двор вокруг дома "своим". У нас против этого играет даже планировка района. Здесь иначе.
В Чехии очень остро стоит проблема малолетних придурков с баллончиками. Практически все стены домов в старом центре города изгажены безобразными "тэгами". В спальном районе, как ни странно, явление не так распространено, хотя и встречается.
Захожу во двор. Внутри царит сказочное благоустройство и продуманность. Все подъезды выходят внутрь. По периметру тянется пешеходная дорожка, по которой можно обойти весь двор по кругу и попасть в любой подъезд. Машин почти не видно – для них выделено лишь два маленьких ответвления недалеко от въезда. Все остальные автомобили паркуются с другой стороны на специальной парковке. По дворовой территории передвижение ТОЛЬКО пешком или на велосипеде. И вы не представляете, насколько дружелюбной и приятной это делает всю окружающую среду. И ни у кого ещё не отвалились ноги от маленькой утренней прогулки до машины.
Дорожки пересекают двор в разных направлениях, образуя интересные хитросплетения. Наверное, летом здесь в тени деревьев гуляют пенсионеры, а дети катаются на велосипедах и скейтбордах.
Обратите внимание, лавочек нет ни у одного подъезда. Пенсионеры склонны заниматься здесь чем-то более интересным, чем круглосуточным вычислением проституток и наркоманов среди своих соседей.
Мусорные баки представляют из себя аккуратные и закрытые металлические контейнеры на колёсиках. Установлены они в специально отведённых местах под навесами. Вдруг кто-то забудет закрыть крышку, а внутрь нальётся дождевая вода? У нас с проблемой осадков обычно успешно справляется система "дырявый контейнер".
Перед вами вход в подъезд.
Все подъездные двери стеклянные! Никто ещё не побил и не запачкал ни одного стекла. Зато это придаёт очень сильное ощущение открытости и уюта.
Вспомните, что вы видите на входе в свой подъезд? Наши двери скорее напоминают бронированные заслоны на случай непредвиденной атаки зомби, по сравнению с этой прелестью.
Здесь отличились и установили очень модную дверь с домофоном. Вместо нумерации квартир – бумажки с фамилиями. В центре, кстати, такое встречается повсеместно. Напомню, что дома никакие не элитные. Единственное их достоинство – минутная близость к метро и большой парк неподалёку. В остальном, это обычные панельки советской планировки с двушками по 49 квадратов. Аренда такой квартиры обойдётся в среднем в 18 тыс. рублей в месяц, включая коммуналку, а её средняя стоимость на вторичном рынке – 2 млн. 700 тыс. рублей. Для чехов цены не маленькие, но в Праге есть жильё и намного-намного дороже.
Теперь посмотрим, что у нас есть непосредственно во дворе. В первую очередь, это, конечно, спортивные площадки. Их несколько: баскетбольная, футбольная и т.д. Всего, на территории одного двора я насчитал четыре отдельно стоящие площадки.
Есть развлечения для детей всех возрастов. На фото ниже – площадка для детей постарше. Есть даже небольшой стенд для скалолазания. Всё, само собой, расписано баллончиками.
А вот что поразило больше всего. Во дворе я обнаружил крошечный детский садик. Видимо сюда ходят только дети из двух ближайших домов.
И это ещё не всё. Рядом точно такая же крошечная начальная школа.
Зашёл в другой двор, а там тоже самое: школа и садик. Как же удобно и здорово...
Пройдя весь двор насквозь, я нашёл ту самую большую стоянку. Она бесплатная, неохраняемая и общедоступная. Полно пустых мест, хотя время такое, что все ещё не проснулись и сидят по домам (воскресное утро). Во двор на машине никто не заезжает, хотя единственное, что отделяет пешеходные дорожки от автомобильных – невысокий бордюр. Просто никому не приходит в голову.
Некоторые паркуются по обочинам дорог, но только там, где это разрешено. Видимо поближе к окнам. В Чехии очень распространены кражи из автомобилей и угоны. Поэтому у многих на руле висит огромная кочерга-блокиратор, мода на которые прошла у нас уже лет десять назад. На фото: эталонный образец чешской законопослушности.
Стоянка в округе далеко не единственная. Район обильно застроен жилыми многоэтажками, и практически каждая обеспечена своей стоянкой. Эта, например, пользуется большой популярностью.
Очень типичная картина для Чехии. Собак здесь просто обожают. Нередко, на улице можно встретить человека в сопровождении трёх-четырёх домашних питомцев. В тоже время ни одной бездомной собаки (да и кошки) за всё время нашего пребывания в стране мы так и не нашли. Эту проблему решили много лет назад поголовной стерилизацией всех существовавших на тот момент бездомных животных.
А тем временем я подхожу к следующей станции метро вдоль по жёлтой ветке, с которой намереваюсь уехать домой. На прогулку у меня было всего полтора часа, и за это время я успел узнать и увидеть очень много!
Напротив входа в метро, как всегда, крупный торговый комплекс. Здесь поинтереснее, чем на той станции, с которой я сюда пришёл. Albert – сеть дешёвых продуктовых магазинов для пенсионеров (аналог "Магнита").
Станция Luka оказалась целым пересадочным комплексом. Автобусы в Праге не очень популярны и в основном связывают между собой городские окраины. А ещё они всегда пусты. Я видел битком забитые трамваи, но автобусы никогда.
Всё организовано очень удобно: со станции метро можно либо спуститься на остановку автобуса и продолжить путешествие на нём, либо сразу пересечь дорогу по надземному переходу. Кроме того, здесь реализована невиданная для России вещь: надземный переход продублирован обычной "зеброй". На первый взгляд глупость, но если изучить пример других развитых в плане дорожной инфраструктуры городов, то можно убедиться в том, что надземный переход не заменяет обычный наземный, а именно дополняет его. В том месте, где долгое время существовала "зебра", а затем построили надземный переход, а "зебру" ликвидировали – всегда самое большое количество аварий с участием пешеходов (вспомните хотя бы остановку "Автовокзал").
Последним взглядом окидываю окрестности. Здесь хочется жить. Вернее, немного не так. В такой атмосфере хочется жить, но в Воронеже. Хочется хотя бы чуточку оказаться полезным в процессе очеловечивания нашего города. Пока я могу сделать этого только при помощи своего блога, заразив кого-нибудь похожими идеями, но кто знает, что будет дальше :) Ведь все так или иначе тянутся к прекрасному. А прекрасное, вот же оно...
Возле входа на станцию висит карта района. Довольно уродливая и непонятная, зато отмечены все парковки, заправки, аптеки, отделения почты и полиции в окрестности. Действительно крайне удобное решение, которое можно было бы без труда применить и в нашем городе. Для окупаемости выделить на стенде рекламную площадь, точь-в-точь как это сделано здесь. Проект готов – забирайте!
Последние воспоминания – парочка полисменов, мило прогуливающихся взад-вперёд по светлой платформе станции Luka и подозрительно поглядывающих на мой меховой воротник (по которому чехи всегда безошибочно вычисляют русских). И вот они всё смотрят и смотрят, а я пытаюсь не смотреть на них в ответ, а куда-то сквозь замыленное и грязное стекло, за которым лишь исписанный "тегами" металлический забор... Поезда в пражском метро ходят не часто, особенно по утрам в воскресенье. Через 12 минут ожидания красно-серая гусеница лениво въехала на платформу и забрала несчастных, которых волей судьбы выдернуло этим морозным воскресным утром в такую рань из тёплой постели, и меня. Счастливого меня!
Монетку не бросил, но я сюда ещё точно вернусь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий