вторник, 14 мая 2013 г.

Веломысли

Нашёл сегодня самую оптимальную дорогу от дома до универа, стоило всего лишь свернуть на улицу, мимо которой всегда почему-то проезжал.


В своё время я был поражён новостью о внедрении в Google Maps специальной фичи для построения наиболее удобных веломаршрутов. К сожалению, вот уже три года она находится в стадии перманентного бета-теста и доступна только для ряда крупных городов США и Канады. Но оцените идею! В этом режиме прокладывание трека осуществляется не только на основе анализа дорожной обстановки, наличия на пути следования велодорожек и улиц, не предназначенных для движения двухколёсного транспорта, но, что самое главное, с учётом перепадов высот. Именно последний фактор, абсолютно несущественный при любом другом способе передвижения, является ключевым при выборе маршрута, особенно, когда под тобой всего два колеса и никакого двигателя. И именно поэтому я так старательно избегаю любой велопоездки на левый берег. Затяжные подъёмы, встреча с которыми при таком переезде становится неизбежной, не на шутку выматывают, а также фактически перечёркивают всю выгоду во времени, которую с таким трудом зарабатываешь энергичным вращением педалей.

А вообще есть ли она, эта выгода? И если да, то откуда берётся? Почему велодвижение столь активно продвигается сейчас в крупных городах по всему миру, и Воронеж тому не исключение?

Путь от моего дома до главного корпуса университета, протяжённостью 6,5 км, занимает при среднем темпе движения велосипеда ровно 21 минуту. Это время, плюс-минус пара минут, всегда неизменно. Рано утром или поздно вечером (когда дороги свободны) тот же путь можно проделать на автомобиле за 12-15 минут. По мере образования пробок это время может растягиваться до 25-35 минут. К этому следует присовокупить 5-7 минут на поиск парковочного места, с которым в час-пик, очевидно, тоже будут большие проблемы. Если же в качестве средства передвижения выбрать автобус, закрыв глаза на все лишения, которые придётся при этом пережить, время в пути и вовсе рискует приблизиться к угрожающим 40-45 минутам, включая пеший путь до остановки и время, проведённое на ней. Грубо говоря, при кажущейся медлительности, велосипед способен доставить тело к пункту назначения до двух раз быстрее любого другого вида транспорта. Опустив цифры, получаем ту самую вожделенную возможность выходить из дома за определённое фиксированное время, без страха опоздать по независящим от тебя обстоятельствам.

Я не питаю иллюзий, по поводу безусловной пользы велосипеда в городских условиях, как и по поводу абсолютной истинности данного поста. К примеру, жители левого берега, регулярно катающиеся на правый, лишаются возможности сэкономить драгоценные минуты - против них играет непростой рельеф. А та польза для организма, которой так любят размахивать активисты различных велодвижений, с большим успехом нейтрализуется огромным количеством вдыхаемых велосипедистом выхлопных газов. Если уж совсем по-честному – да, по травмоопасности велосипед идёт далеко впереди своих четырёхколёсных коллег.


Пока что, использование велосипеда в качестве основного средства передвижения в Воронеже, удел если не экстремалов, то хотя бы опытных и сильных людей. Больше того, будь завтра моментально создана вся инфраструктура, ныне отсутствующая, существенно ситуация бы не изменилась. И дело даже не в том, что слепое черчение велодорожек, без перетряски всей транспортной системы города, закончится точь-в-точь тем же, чем закончился эксперимент с выделенной полосой для общественного транспорта на Плехановской. Причина кроется совсем в другом. В час-пик у главного корпуса ВГУ количество припаркованных великов не превышает количества пальцев на одной руке. Из почти 10 тысяч студентов лишь 5 человек добираются до учёбы на велосипеде. Всего лишь 0,05% студентов ВГУ используют этот вид транспорта как основной. В масштабах всего города этот показатель сжимается до неразличимой невооружённым глазом величины.

И я не верю, что когда-нибудь всё изменится.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Яндекс-Метрика

Яндекс.Метрика