четверг, 21 марта 2013 г.

Умные мысли дядюшки Познера

20 марта я закрыл ещё один пунктик в бесконечном деле саморазвития. Мне всегда было интересно наблюдать за эффектом, возникающим при резком переходе доселе исключительно виртуального персонажа в реальный мир. Взгляд на человека под другим углом, которого всю жизнь видишь лишь на экране телевизора, очень помогает откорректировать свою степень доверия продуктам масс-медиа в целом.
Первое знакомство с личностью Познера состоялось у меня ещё в глубоком детстве. Тогда я имел весьма смутное представление о политике, меня это вовсе даже не интересовало. Всю жизнь Познер был для меня (да и останется теперь уже) бессменным ведущим программы "Времена", цивилизованного варианта "К барьеру", где каждый воскресный вечер за круглым столом собираются важные дяди и обсуждают вещи, совершенно мне параллельные.

Мой дедушка, в политическом плане человек весьма подкованный, как мне тогда казалось, не очень-то жаловал его. В его глазах, а это были глаза идейного коммуниста, личность Познера, скорее всего, ассоциировалась с новой Россией, перестройкой - темами, столь ему неприятными. Спустя много лет, наши мнения в этой точке разошлись.

Моё знакомство с личностью Познера началось немногим больше недели назад, когда я приступил к чтению недавно вышедшей за его авторством книги "Прощание с иллюзиями". Вообще, труды подобные этому, я обычно стараюсь обходить стороной. Автобиография (а тем более автобиография журналиста от политики) подразумевает пристрастный рассказ о вещах, по которым я не могу иметь собственного мнения. Я не могу иметь своего мнения относительно жизни в СССР. Всё моё представление об этом периоде сформировано кем-то. Дедушкой ли, который был счастлив в этой стране, теми ли, кому не хватало колбасы и свободы... Скорее всего, сразу всеми в разных пропорциях. И всё же, я взялся за книгу. В первую очередь, чтобы иметь представление о том, с кем встречусь через неделю.

Первая половина почти 500-страничного тома улетела за неделю чтения исключительно на ночь и в транспорте. Поначалу в голове крутилась мысль, что "относиться к нему можно, конечно, по-разному, но писать он умеет, этого не отнять". Превратить рассказ о своей жизни (совсем не обычной для того времени, но всё же) в историю, которую хочется проглотить за один присест - не каждому дано. Я намеренно избавлю пост от разного рода спойлеров - желающие ознакомиться с текстом поближе сделают это и без меня. Пропущу я и прочие пространные рассуждения, которые, если меня не остановить, в итоге рискуют зациклиться и сойти в полную бессмыслицу.

Перейдём к тому, ради чего, собственно, и затевался этот пост. Беседа Познера со студентами ВГУ длилась чуть меньше двух часов. Были затронуты совершенно разные темы, и тупые, и острые. Своими ответами Владимир Владимирович открылся мне, как нестандартный человек, не только не чурающийся правды, но и ставящий свои личные убеждения много выше любых общепринятых взглядов и норм. Далее приведу набор наиболее ярких и интересных его высказываний, на самые разные темы.

Про журналистику.

"В журналистику я попал случайно, не собирался. И если здесь есть студенты журфака, могу им только принести свои соболезнования. Журналистике невозможно обучить".

Про выбор правильного пути.

"Многие наши несчастья связаны с тем, что мы занимаемся не своим делом, не находим себя, и в определённый момент начинаем мечтать о пенсии".

Про человеческие отношения.

"Быть честным с собой куда сложнее, чем быть честным с другими. Так вот и в дружбе, и в любви надо быть верным себе и честным с собой".

Про счастье.

"Счастье для меня заключается в трёх вещах: в том, что ты нашёл себя в своей работе; в том, что ты нашёл себя в своём партнёре; в том, что ты нашёл себя в своих детях".

Про атеизм.

"В Америке вам не стоит говорить, что вы атеист. Скажите, что вы агностик. Все решат, что это религия и успокоятся".

Про религию.

"Религия не прогрессивна по сути. Но если всё же сравнивать течение христианства, то наиболее прогрессивное, это конечно протестантизм. Далеко за этим идёт католицизм. А потом идёт православие".

Про РПЦ.

"Это реакционная, антизападная, националистическая, нетерпимая к другим религиям организация, вмешивающаяся в области, которые не касаются церкви, в частности школы, высшее образование, армию. В целом, это безусловно отрицательное явление".

Про борьбу с коррупцией.

"Как бороться с коррупцией? Не участвовать. Даже когда вас полицейский остановит за нарушение, не надо ему совать деньги. А если участвуете, тогда не говорите на эту тему. И не надо: "Там, они миллиарды..." Это там. Вы у себя не участвуйте".

Про свободу.

"Свобода обязательно предполагает ответственность. А мы понимаем свободу как волю: что хочу, то и ворочу".

Про перестройку.

"Да, это было движение вперёд. Другое дело, то что надежды, в том числе мои, оказались ничем не обоснованы".

Про положение России на международной арене.

"К России испокон веков относились с подозрением. Да, сейчас Россия вернулась на мировую арену, с ней надо считаться из-за её богатства, нефти, газа. Но сказать что любят Россию - ну никак нельзя".

Про будущее России.

"Я хотел бы её видеть счастливой. Демократия - далеко не идеальное устройство общества, но пока никто ничего лучше не придумал. Я хочу видеть Россию демократическим, социальным государством. Ещё долгая дорога предстоит, прежде чем Россия станет такой страной, в которой будет жить не страшно..."

Как сказал сам Познер: "Я не считаю себя ни оппозиционером, ни сторонником власти. Я нахожусь где-то между и считаю это единственно верным решением". Я склонен верить в истинность данного утверждения. Из всего прочитанного, прослушанного, вынес для себя одну очень важную мысль. Не надо бояться менять своё мнение с течением времени. Не надо бояться в этом признаваться, как не боится признаться в подобном Познер. Не надо бояться прослыть "флюгером", надо лишь быть честным с самим собой. Всё время.

Всем удачи!

2 комментария:

Яндекс-Метрика

Яндекс.Метрика