среда, 20 марта 2013 г.

МиГ-3

Не так давно решил вспомнить увлечение детства и склеить модельку. Потом ещё одну. За ней ещё и ещё. Остановиться пока так и не смог. Поэтому логично, если данная тема будет находить иногда отражение и в моём блоге. Ниже я немного расскажу про историю реального прототипа одной из недавно собранных моделей, а также опишу процесс сборки для всех тех, кому это интересно :)

МиГ-3 - советский высотный истребитель периода Второй мировой войны. Очень интересная и значимая машина, главный защитник воздушного пространства над Москвой в 1941-42 гг. С этим самолётом связано очень много исторических событий, имён, достижений и... проблем. В процессе эксплуатации самолёта вскрылся целый ряд фатальных недостатков, которые и предрешили столь скорое снятие МиГа с производства. МиГ-3 выпускался всего год, с декабря 1940 по декабрь 1941.
МиГ-3 представляет собой немного модернизированную версию МиГ-1, самолёта, лишь 100 экземпляров которого увидели свет. МиГ-1 был спроектирован за рекордные четыре месяца. Высокие темпы не могли не сказаться на качестве - характеристики новой модели оказались неудовлетворительными по многим параметрам: необходимо было увеличить дальность полёта, усилить вооружение и установить радиостанцию. Недоработки всплывали и в мелочах: фонарь (остекление кабины пилота) первоначально откидывающийся в сторону, имел крайне неудачную конструкцию крепления. На некоторых экземплярах МиГ-1 плохо открывавшаяся крышка фонаря не ставилась вовсе.
В МиГ-3 недостатки МиГ-1 были в основном изжиты, но большую часть его отрицательных свойств преодолеть так и не удалось. Это был многообещающий самолёт, который, скажем прямо, хоть и сыграл важную роль в процессе войны, не оправдал возложенных на него ожиданий. Слишком высокая посадочная скорость (не менее 144 км/ч) определяла высокие требования к длине посадочной полосы. Но главным недостатком истребителя являлась недостаточная маневренность на малых и средних высотах. При этом на высоте более 6 тыс. метров по маневренности МиГ-3 сильно превосходил все существующие на тот момент аналоги. Беда заключалась в том, что с началом войны стало ясно - основные воздушные бои, в следствие конструктивных особенностей немецких самолётов, происходят именно на малых и средних высотах. В создавшихся условиях МиГ-3 фактически оказался неприменим.
Но даже несмотря на все негативные моменты, МиГ-3 был одним из лучших перехватчиков мира на момент принятия на вооружение. В некоторых технологиях, получивших затем массовое распространение, он стал настоящим первопроходцем. К примеру, на нём, первом из советских истребителей, было установлено кислородное оборудование. Поражала и ремонтопригодность МиГа. Из двух-трёх разбитых самолётов можно легко было собрать один целый - незаменимое качество на фронте! Эволюция модельного ряда оборвалась со снятием МиГ-3 с производства (всего было произведено 3178 самолётов). МиГ-7, который по задумкам, должен был сменить своего устаревшего прародителя, так и не смог справиться с продольной неустойчивостью и врождёнными болезнями винтомоторного узла и существовал в единственном экземпляре. Проект было решено свернуть навсегда.

Участие в Великой Отечественной войне

Для МиГов война мало того, что началась сильно раньше официальной даты, так и ещё началась с конфуза. Начиная с апреля 1941 года было зафиксировано 152 нарушения советской границы немецкой разведывательной авиацией. 10 апреля три МиГа, дислоцированные в Ковно, попытались перехватить разведчика, шедшего на большой высоте. Все три пилота слишком резко набрали высоту, в результате чего свалились в штопор.

Причиной этого были серьёзные проблемы с подготовкой пилотов. Переподготовка шла очень тяжело - МиГ-3 обладал невероятно "тяжёлым" и непривычным управлением для большинства лётчиков. Многие из них де факто учились пилотировать заново. Малейшая ошибка при заходе на посадку оборачивалась сваливание в штопор. Огромное количество МиГов было потеряно в первые дни войны. Из 917 машин этого типа, спустя двое суток, осталось лишь 234... Так 9-ая смешанная авиационная дивизия к 25 июня потеряла все самолёты до единого.

На фронтах Брянщины, Кубани, Молдавии и Крыма МиГ-3 применялся вплоть до 1943 года, хотя из-за недостаточной маневренности на средних высотах и слабого вооружения полноценным фронтовым истребителем не считался. Главное своё призвание самолёт нашёл в качестве ночного высотного истребителя в системе ПВО Москвы. Также успешным было применение МиГ-3 в качестве разведчика.

МиГ-3 был ещё и одним из самых героических самолётов. Именно на нём в первый день войны - 22 июня 1941 года, был совершён первый за войну воздушный таран. В дальнейшем таран на этом самолёте совершили 45 лётчиков!
На МиГ-3 одержал свою первую победу будущий трижды Герой Советского Союза А.И.Покрышкин, сбив немецкий Мессершмитт. За день до этого произошёл один трагический курьёз. Первая воздушная схватка Покрышкина закончилась полным провалом - Александр Иванович по ошибке сбил Су-2 командира эскадрильи. Командир выжил, но штурман погиб. Кто бы мог предположить тогда, что так начался путь великого человека, ставшего впоследствии настоящей легендой, символом несокрушимости Советской Армии и высочайшего уровня советской лётной школы!

В 1943 было свёрнуто производство двигателей АМ-35А, а значит и самолётов МиГ-3. Причина этого решения не афишировалась, но и секретом ни от кого не была. Командование ВВС было крайне недовольно лётно-техническими характеристиками истребителя. После снятия модели с производства в очередной раз подтвердилась высокая ремонтопригодность МиГа. МиГ-3 стоял на защите Москвы до самого конца войны.
В 2009 году Новосибирской компанией "Авиареставрация" был практически с нуля восстановлен действующий экземпляр МиГ-3. С тех пор, ежегодно, эту легенду советской авиации в действии можно увидеть на авиашоу "МАКС".

Сборка

При выборе очередной модели, мой взгляд упал на бюджетный МиГ-3 от "ARK Models". Всего за 210 рублей он стал моим.
За такие деньги я ничего не ожидал вообще, но качество деталей оказалось на уровне. Всего в наборе 210 элементов, а в длину готовый самолёт в масштабе 1:48 будет чуть больше 17 см.

Сперва собираем двигатель, который на готовой модели окажется совершенно не виден под фюзеляжем. Зато ты будешь знать, что там внутри всё по-настоящему :) С его сборкой никаких сложностей не возникает - дело 20 минут.
Следом химичим с кокпитом. В общем обычная практика при сборке любого самолёта: сначала собираются все внутренности, которые затем облачаются в фюзеляж. Очень неприятно клеить доску приборов из-за непонятного предназначения пупырышек на ней. Советую их вообще стесать напильником - будет намного презентабельнее.
Самая знаковая операция - скрепление фюзеляжа. Хорошенько проклеиваем швы и накладываем жгут. Через несколько часов самолёт уже обретает узнаваемые очертания.
Промазываем как следует швы, и накладываем черновой слой краски (их понадобится ещё 5-6, белый акрил от Game Color имеет, как оказалось, ужасную покрываемость). Приступаем к сборке оперения.
При установке крыльев всплывают проблемы, которые на модели за 210 рублей не стали для меня неожиданностью. Задние кромки крыльев никак не получается совместить, на и вообще, инструкция столь мелкая и запутанная, что крепёж крыльев приходится буквально проектировать по месту, прикладывая детали то так, то эдак.
Крепить шасси тоже не так легко - узел спроектирован откровенно по-идиотски. Компенсировать убогость конструкции приходится разве что огромным количеством клея - иначе самолёт рано или поздно окажется на пузе.
Настала пора наносить декали - откровенно говоря, жутко не люблю это дело. Самый неприятный момент - нанесение красных стрел вдоль всего корпуса. Дело в том, что прямо посреди декали наружу выходят выхлопные трубы, а значит в переводилке придётся прорезать отверстие. Учитывая хрупкость таких штук, всё это очень рискованная операция.
Всё остальное дело техники! Собираем винт, попутно выкидывая из него лишнюю деталь, которая, если следовать инструкции, совершенно не влезает на своё место, да и не нужна.
Затем натягиваем антенны. Без них самолёт совсем не серьёзно смотрится.
Наносим все оставшиеся звёздочки согласно схеме раскраски...
Вуа-ля! МиГ-3 собран и готов радовать глаз, стоя на полке.
Не самый сложный и весьма приемлемого качества конструктор. Стоит ли с него начинать? Стоит! Вам хотя бы не жалко будет тех денег, которые вы на него потратите. Для опытного моделиста работы тут на 2-3 вечера. Я никуда не торопился и управился за 2 недели. Неидеально подогнанные детали позволяют потренироваться в творческом допиливании модели до вменяемого состояния. На своём опыте знаю, что кромсать вдоль и поперёк дорогую модель рука подчас не поднимается :) Ужасающая же инструкция даёт волю пространственному воображению, предлагая самостоятельно решить, как же всё тут должно быть собрано.

Спасибо за внимание. Удачи в творчестве!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Яндекс-Метрика

Яндекс.Метрика