пятница, 22 февраля 2013 г.

Пересечь Прагу за 30 минут. Часть II.


В 1891 году пражские власти запускают первую линию электротрамвая. Ещё сто с лишним лет назад, чехам был понятен взаимодополняющий характер метрополитена и наземного рельсового транспорта. Поэтому и проектировались эти две системы практически одновременно. Правда метро, в силу определённых обстоятельств, появилось в городе лишь спустя более чем полвека.


Сегодня пражский трамвай это: 141 км путей, 34 маршрута, более тысячи вагонов и годовой пассажирооборот 356 млн. человек, что лишь немногим меньше аналогичного показателя местного метрополитена. Что заставляет такое огромное количество людей пользоваться видом транспорта, который в Воронеже несколько лет назад был признан устаревшим и полностью ликвидирован?

На то есть несколько причин, первая из которых - продуманность маршрутов. Несмотря на то, что часть линий фактически дублирует соответствующие линии метрополитена, пересекая город вдоль и поперёк - в Праге трамвай рассматривают как более локальный транспорт, что выглядит логично, при столь разветвлённой сетке путей.

На схеме видно, что районы, не имеющие доступа к метрополитену сполна обеспечены трамвайными маршрутами. Да, можно было построить ещё пару новых веток метро, тем самым усложнив пересадочные схемы, в два раза увеличив пассажиропоток, потратив огромные деньги, но зато полностью покрыв все жилые районы города. Но власти сделали правильный выбор в пользу трамваев. И сегодня становится очевидно, что это был правильный выбор.
Вторая причина успеха трамваев - скорость. В Воронеже поездка на трамвае могла обернуться самыми неожиданными приключениями, а маршруты были настолько дурацкими, что любой контакт с этим видом транспорта выливался в колоссальные потери времени. Пользовались им исключительно бабушки, которым некуда было спешить. В Праге у трамваев существует расписание. Да-да, прямо на остановках установлены огромные щиты с подробнейшим указанием времени, в которое данный маршрут прибывает на данную остановку. Буклеты с таким расписанием также можно обнаружить на специальных информационных стендах в метро.
В расписании специальными символами помечено время прибытия низкопольного трамвая и зашифровано много другой полезной информации. Самое интересное заключается в том, что расписание не просто на бумажке, оно действительно выдерживается! Казалось бы, при таком интенсивном движении и таких узких улочках это невозможно.
Но даже при поверхностном рассмотрении, становятся понятны причины и этого явления. Во-первых, трамваи в Праге движутся только по выделенным линиям (за редким исключением), а часть их пути и вовсе проходит по пешеходным зонам, где они - единственные участники движения. Во-вторых, на любых перекрёстках трамваи имеют преимущество и подчиняются только сигналам собственного светофора. Трамвай имеет преимущество даже на пешеходном переходе перед пешеходом.

Продуманность маршрутов и скорость передвижения - два пункта, которые пока не достижимы для нас. Пока общественный транспорт не перестанет делить дорогу с автомобилями, пока его скорость будет зависеть от скорости автомобильного потока, ничего в городе не изменится, пробки будут только расти вместе с недовольством народных масс.
Как я уже писал выше, трамваи включены в единую транспортную систему города, поэтому могут быть оплачены по стандартной схеме. Никаких турникетов здесь, естественно, тоже нет, зато есть вот такие компостеры:
Автоматы по продаже билетиков иногда встречаются на трамвайных остановках, но чаще их нет. Тут самое время уделить внимание альтернативным вариантам оплаты проезда. Один из них - оплата по СМС. Суть вот в чём: отправляешь сообщение с определённым текстом на короткий номер, в ответ приходит подтверждение оплаты, далее, в случае проверки показываешь контролёру полученное сообщение - готово! Таким образом, пассажиры избавляются от необходимости бегать по всему городу в поисках билета, что очень хорошо и здорово.
Трамваи, в отличие от метро, бывают забит в часы-пик. Но есть и ещё один момент, до недостижимого предела повышающий уровень комфорта жизни в Праге. Автобусы и трамваи ходят здесь круглосуточно. После полуночи 34 дневных маршрута превращаются в 9 ночных. Ночные трамваи курсируют с 00:30 до 4:30 с интервалом 40 минут. Сетка ночных маршрутов составлена таким образом, что трамваи всех маршрутов съезжаются на одной пересадочной станции в центре города, с которой можно добраться в любую точку Праги.
Настоящий бич пражских трамваев (да и всего города в целом) - малолетние "художники". Большинство вагонов расписывается так называемыми "тегами" быстрее, чем их успевают приводить в исходное состояние. Несмотря на это, подвижный состав находится в идеальном состоянии. На маршрутах работают и старенькие Tatra T3, которые бегали ещё по улицам Воронежа, и новейшие Skoda 14T и 15T, футуристичный внешний вид которых был разработан Porshe Design Group.
Что касается столь любимых в Воронеже автобусов, здесь они используются преимущественно на городских окраинах: в спальных и промышленных районах. Самобытным видом транспорта здесь практически не являются, и используются для транспортировки пассажиров из труднодоступных районов к ближайшим станциям метро или трамвая.
В часы-пик интервалы движения на маршруте выдерживаются в районе 10 минут, по выходным - 30 минут. Автобусы, как и трамваи, имеют свои ночные маршруты и ходят круглосуточно.
На маршрутах только автобусы чешского производителя Karosa, очень много автобусов с "гармошкой", хотя особой нужды в них нет - все автобусы ходят полупустые. Немногочисленные автобусы, маршруты которых пролегают через центр, также имеют право двигаться по пешеходным зонам и выделенным полосам, однако это не частое явление.

На этом про общественный транспорт пожалуй всё. Но секрет успеха чешской столицы раскрыт ещё не до конца. Ведь формирование качественной транспортной инфраструктуры всегда состоит из двух последовательных этапов: поощрение использования общественного транспорта и ограничение использование личного транспорта. С первым в Праге успешно справляются, а что же со вторым?

Кататься на работу на личном автомобиле в Праге очень приятно, комфортно и быстро - но нереально дорого. Именно поэтому, здесь не каждый, кто заработал на своё ржавое корыто, занимает 10 кв.м. драгоценного городского пространства. Главная причина эталонного порядка на дорогах - продуманная парковочная политика. Ни в одном другом мегаполисе развитого мира, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, невозможно представить себе настолько стихийные (притом совершенно бесплатные) парковки прямо на центральных улицах города.
В дневное время весь исторический центр Праги превращается в одну большую пешеходную зону. Сюда допускаются только автомобили коммунальных служб без каких-либо исключений. Все парковочные места строго регламентированы и разделены на три типа: синие, оранжевые и зелёные. Самые суровые зоны - оранжевые. Они допускают парковку не более чем на 2 часа, а стоимость одного часа составляет 60 рублей. Зона действительна с 08:00 до 18:00, после чего пользоваться парковочными местами можно совершенно бесплатно.
В зелёной зоне разрешено парковаться на срок до 6 часов, что обойдётся почти в 200 рублей за целый день. Эта зона также действительна с 08:00 до 18:00.
Оплатить парковку очень просто. Паркуешь машину, ищешь паркомат, указываешь, до какого часа здесь простоит твой автомобиль, вносишь необходимое количество средств, получаешь квитанцию, далее кладёшь её в развернутом виде под лобовое стекло. В случае если полицейский не обнаруживает у тебя под стеклом такой квитанции, либо время и дата на ней не сходятся с реальными - поздравляем, у вас проблемы!
Наконец, синие зоны - стоянка для местных жителей и компаний, расположенных поблизости. Припарковаться здесь можно только при наличии специальной парковочной карты, разрешающей стоянку именно в этом районе. Водители, не имеющие такой карты, могут провести здесь не более 3-х минут.
Строжайше запрещена стоянка на местах для инвалидов, напротив выездов с прилегающих территорий и прочих, особым образом размеченных, территориях. Все эти правила соблюдаются неукоснительно, ибо каждый водитель не сомневается в неотвратимости наказания. Штраф за неправильную парковку доходит здесь до 3 тыс. рублей + вот такое очаровательное устройство в подарок.
Шедевром популяризации общественного транспорта является здесь очень хорошо реализованная системы парковок Park & Ride, или как их у нас называют - "перехватывающих". Данные парковки располагаются возле нескольких станций метрополитена на самой окраине города. Таким образом, жители пригородов добираются на автомобиле лишь до городской окраины, а затем спускаются в подземку, оставляя машину на охраняемой парковке за символические 15 (!) рублей в день. Выгода для всех сплошная: человек быстро достигает города и при этом не занимает своим автомобилем место в центре. Попытки реализовать подобное с недавних пор предпринимаются и в Москве, но как это обычно бывает, пока ничего не получается.
К стоимости ежедневных парковок стоит прибавить фантастически дорогой бензин. Литр 95-ого обойдётся здесь в 53 рубля при средней зарплате чехов в 15 тыс. рублей. Как здесь ещё хоть кто-то катается на машине в таких условиях - меня несказанно удивляет.
В двух словах пробегусь по особенностям чешских ПДД. Здесь, к примеру, разрешён правый поворот на запрещающий сигнал светофора. Скоростной режим дотошно соблюдается всеми участниками движения. В городе это 50 км/ч (и все действительно едут с этой скоростью), по трассе - от 90 до 130 км/ч. Ремни следует пристёгивать ещё до начала движения, а во время движения телефон даже в руках держать запрещено - за это на самом деле штрафуют. Запрещены развороты на перекрёстках - только в специально предусмотренных для этого местах. При движении всегда должен быть включён ближний свет фар. Насчёт алкоголя всё строго. Так как чехи тоже недурны выпить, здесь действует режим 0,0 допустимых промилле. Интересно, что в Чехии запрещена шипованная резина, что на границе с Польшей становится для некоторых неприятной неожиданностью.

Подводя итоги... Всё в принципе и так понятно. Воронеж и Прага - города сопоставимых размеров, численности и плотности населения. Города с принципиально разными дорожно-транспортными системами. Примеры того как должно и как не должно быть. Сделав все самые типичные ошибки в области транспортного планирования, Воронеж сегодня целиком и полностью автомобилезависимый город. Пробки будут не только постоянными, но и постоянно нарастающими спутниками жизни мегаполиса до тех пор, пока городские власти не осознают тупиковость этого пути развития. Текущая реформа общественного транспорта и прошедшие новости о планирующемся строительстве крупных подземных паркингов в центре пока не обнадёживают вовсе. По-моему мнению только следующие меры способны оказать хоть какое-то влияние на ситуацию на дорогах нашего города:
  • строительство сети легкорельсового транспорта с путями полностью или частично обособленными от дорожного полотна, связывающего спальные районы с деловым центром;
  • прекращение практики бесконтрольной парковки, исключительно платная парковка в центре города, создание качественных контролирующих органов.
Другого выхода нет. Весь вопрос в том, когда мы это осознаем.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Яндекс-Метрика

Яндекс.Метрика