"Традцатьчетвёрка" - не просто самый знаменитый танк Второй Мировой войны, не просто символ победы, который можно отыскать сегодня на постаментах почти в любом населённом пункте страны. Т-34 - настоящий технический феномен XX-го века, разделивший всю историю мирового танкостроения на два этапа: "до" и "после". Очень давно хотел заполучить этого красавца в свою коллекцию. И вот свершилось!
Самое интересное, что всей этой истории не случилось бы, если бы не гражданская война в Испании. Казалось бы, причём здесь она? А связь самая, что ни на есть прямая. В то время, основу танковой мощи Советов составляли относительно лёгкие машины БТ-5 и Т-26. Они были по-своему хороши, но именно во время испанской гражданской войны вдруг выяснилось, что против современной бронетанковой артиллерии, которой располагал противник, их броня совершенно никуда не годится. Ситуация на международной арене накалялась, в любой момент мог полыхнуть конфликт, а у СССР на вооружении до сих пор нет серьёзного танка. Руководство страны прекрасно осознавало недопустимость такой ситуации, и уже в 1937 году началась разработка машины с принципиально отличающейся от всего того, что уже есть, конструкцией. Разработка вылилась сначала в создание нескольких предсерийных опытных образцов, а в 1940 году с конвеера сошёл первый серийный образец Т-34. До начала войны успели выпустить аж 1066 новых танков Т-34, а весь бронетанковый гараж составлял 24 тыс. единиц.
К концу 1941 года из них в живых осталось 1000 машин. Остальные 23 тыс. побросали при отступлении ввиду поломок, отсутствия боеприпасов и ГСМ. Оправиться от такого разгрома удалось далеко не сразу. До 1943 года "тридцатьчетвёрки" не составляли и половины всех танков Советского Союза. Всего за полтора года конструкторам удалось до предела упростить конструкцию танка, во-первых: удешевив его почти в полтора раза относительно исходной цены; во-вторых: позволив ускорить процесс производства одного экземпляра в разы. К концу войны на Т-34 устанавливали любые двигатели, которые вообще были способны сдвинуть машину с места, вплоть до авиационных. Апофеозом сего процесса стали экземпляры, выпускавшиеся на сталинградском тракторном заводе прямо во время битвы за Сталинград. Данные образцы изготавливались полностью из цельнолитного чугуния вплоть до катков и сидений, прицелы и оптика отсутствовали в принципе.
К середине войны стало ясно, что и этого недостаточно. У немцев появилась хорошобронированная техника, против которой 76-мм пушка, стоявшая на вооружении Т-34, была не очень эффективна. Это и стало предпосылкой к появлению второй модификации легендарной машины Т-34-85. Появившаяся в 1944 году модернизированная "тридцатьчетвёрка" щеголяла новой, уже 85-мм пушкой и новой увеличенной башней с усиленным бронированием, более удобной для экипажа.
Не буду приводить подробные технические характеристики, но пару фактов всё же упомяну. На Т-34 устанавливали дизельный двигатель V12 мощностью 500 л.с. В самом экономичном режиме кушал он 150 литров на 100 км. Броня сама по себе выдающейся толщиной не отличалась, но зато была установлена под углом в 45 градусов, что давало впечатляющее усиление конструкции по-сравнению с любыми другими вариантами. Всё это, и многие другие интересные инженерные решения вкупе с легендарной надёжностью давали танк, от которого к концу войны немцы стали впадать в оцепенение.
В октябре 1941 года Гейнц Гудериан, генерал-полковник германских танковых войск отзывался о Т-34 следующим образом: "Советский танк Т-34 является типичным примером отсталой большевистской технологии. Этот танк не может сравниться с лучшими образцами наших танков, изготовленных верными сынами рейха и неоднократно доказывавшими своё преимущество".
Однако к концу войны Гудериан изменил мнение на диаметрально противоположное: "Я составил доклад о данной ситуации, которая является для нас новой, и направил его в группу армий. Я в понятных терминах охарактеризовал явное преимущество Т-34 перед нашим Pz. IV и привёл соответствующие заключения, которые должны были повлиять на наше будущее танкостроение".
Примечательно, что Т-34-85 до сих пор находится на вооружении некоторых стран, таких как КНДР, Вьетнам, Гвинея-Бисау, Куба, Конго, Босния и Герцеговина, Лаос, Йемен. В Советском Союзе танк производился до 1958 года и был выпущен общим тиражом в 84 тыс. машин.
Для знакомства с легендой я выбрал вот такой вот супербюджетный набор от "ARK Models".
Хороший крепкий пластик, качественная отливка. Со сборкой никаких неприятностей не приключилось.
Башня имеет рифлёное покрытие, что очень козырно смотрится на собранной модели. А вот с краской поначалу вышла беда. При всём многообразии зелёных оттенков, имеющихся у меня в наличии, нужного не оказалось. Попробовал сперва обычным "Зелёным", но это совсем-совсем не то, что требуется.
Пришлось идти в магазин за настоящим "Защитным". Так-то лучше!
Сборка танка - процесс однообразный и муторный. Сначала надо собрать 14 одинаковых колёс, каждое из которых состоит из трёх частей. А одни "гусеницы" чего стоят! По 74 звена в каждом. Два дня понадобилось, чтобы всё это великолепие наконец собралось.
Несмотря на топорность "гусениц, в финальной версии выглядят они очень даже ничего.
Потихоньку база обрастает навесами.
В комплекте шла маленькая сеточка в отдельном пакетике, предназначенная для имитации решётки на радиаторе. Смонтировал её хорошим супер-клеем, потому как обычный модельный для такого не предназначен.
Ещё пару финальных штришков...
И всё готово.
Самое интересное, что всей этой истории не случилось бы, если бы не гражданская война в Испании. Казалось бы, причём здесь она? А связь самая, что ни на есть прямая. В то время, основу танковой мощи Советов составляли относительно лёгкие машины БТ-5 и Т-26. Они были по-своему хороши, но именно во время испанской гражданской войны вдруг выяснилось, что против современной бронетанковой артиллерии, которой располагал противник, их броня совершенно никуда не годится. Ситуация на международной арене накалялась, в любой момент мог полыхнуть конфликт, а у СССР на вооружении до сих пор нет серьёзного танка. Руководство страны прекрасно осознавало недопустимость такой ситуации, и уже в 1937 году началась разработка машины с принципиально отличающейся от всего того, что уже есть, конструкцией. Разработка вылилась сначала в создание нескольких предсерийных опытных образцов, а в 1940 году с конвеера сошёл первый серийный образец Т-34. До начала войны успели выпустить аж 1066 новых танков Т-34, а весь бронетанковый гараж составлял 24 тыс. единиц.
К концу 1941 года из них в живых осталось 1000 машин. Остальные 23 тыс. побросали при отступлении ввиду поломок, отсутствия боеприпасов и ГСМ. Оправиться от такого разгрома удалось далеко не сразу. До 1943 года "тридцатьчетвёрки" не составляли и половины всех танков Советского Союза. Всего за полтора года конструкторам удалось до предела упростить конструкцию танка, во-первых: удешевив его почти в полтора раза относительно исходной цены; во-вторых: позволив ускорить процесс производства одного экземпляра в разы. К концу войны на Т-34 устанавливали любые двигатели, которые вообще были способны сдвинуть машину с места, вплоть до авиационных. Апофеозом сего процесса стали экземпляры, выпускавшиеся на сталинградском тракторном заводе прямо во время битвы за Сталинград. Данные образцы изготавливались полностью из цельнолитного чугуния вплоть до катков и сидений, прицелы и оптика отсутствовали в принципе.
К середине войны стало ясно, что и этого недостаточно. У немцев появилась хорошобронированная техника, против которой 76-мм пушка, стоявшая на вооружении Т-34, была не очень эффективна. Это и стало предпосылкой к появлению второй модификации легендарной машины Т-34-85. Появившаяся в 1944 году модернизированная "тридцатьчетвёрка" щеголяла новой, уже 85-мм пушкой и новой увеличенной башней с усиленным бронированием, более удобной для экипажа.
Не буду приводить подробные технические характеристики, но пару фактов всё же упомяну. На Т-34 устанавливали дизельный двигатель V12 мощностью 500 л.с. В самом экономичном режиме кушал он 150 литров на 100 км. Броня сама по себе выдающейся толщиной не отличалась, но зато была установлена под углом в 45 градусов, что давало впечатляющее усиление конструкции по-сравнению с любыми другими вариантами. Всё это, и многие другие интересные инженерные решения вкупе с легендарной надёжностью давали танк, от которого к концу войны немцы стали впадать в оцепенение.
В октябре 1941 года Гейнц Гудериан, генерал-полковник германских танковых войск отзывался о Т-34 следующим образом: "Советский танк Т-34 является типичным примером отсталой большевистской технологии. Этот танк не может сравниться с лучшими образцами наших танков, изготовленных верными сынами рейха и неоднократно доказывавшими своё преимущество".
Однако к концу войны Гудериан изменил мнение на диаметрально противоположное: "Я составил доклад о данной ситуации, которая является для нас новой, и направил его в группу армий. Я в понятных терминах охарактеризовал явное преимущество Т-34 перед нашим Pz. IV и привёл соответствующие заключения, которые должны были повлиять на наше будущее танкостроение".
Примечательно, что Т-34-85 до сих пор находится на вооружении некоторых стран, таких как КНДР, Вьетнам, Гвинея-Бисау, Куба, Конго, Босния и Герцеговина, Лаос, Йемен. В Советском Союзе танк производился до 1958 года и был выпущен общим тиражом в 84 тыс. машин.
Сборка.
Для знакомства с легендой я выбрал вот такой вот супербюджетный набор от "ARK Models".
Хороший крепкий пластик, качественная отливка. Со сборкой никаких неприятностей не приключилось.
Башня имеет рифлёное покрытие, что очень козырно смотрится на собранной модели. А вот с краской поначалу вышла беда. При всём многообразии зелёных оттенков, имеющихся у меня в наличии, нужного не оказалось. Попробовал сперва обычным "Зелёным", но это совсем-совсем не то, что требуется.
Пришлось идти в магазин за настоящим "Защитным". Так-то лучше!
Сборка танка - процесс однообразный и муторный. Сначала надо собрать 14 одинаковых колёс, каждое из которых состоит из трёх частей. А одни "гусеницы" чего стоят! По 74 звена в каждом. Два дня понадобилось, чтобы всё это великолепие наконец собралось.
Несмотря на топорность "гусениц, в финальной версии выглядят они очень даже ничего.
Потихоньку база обрастает навесами.
В комплекте шла маленькая сеточка в отдельном пакетике, предназначенная для имитации решётки на радиаторе. Смонтировал её хорошим супер-клеем, потому как обычный модельный для такого не предназначен.
Ещё пару финальных штришков...
И всё готово.
Комментариев нет:
Отправить комментарий