суббота, 14 июня 2014 г.

RMS Queen Mary

Сегодня совершенно особый день. Почти четыре месяца я ждал того момента, когда смогу написать, что самый масштабный на сегодняшний день мой проект наконец вышел из под ножа, напильника, кисточки, зубочистки с клеем и ещё черт знает каких инструментов, задействованных в работе. Но сперва, как обычно, небольшой экскурс в историю, на этот раз необычайно интересный и обильно иллюстрированный фотографиями огромной исторической ценности.

Проект №534 – именно такое безликое наименование носил ещё не сошедший на тот момент со стапелей новый океанский лайнер компании "Кунард", за всю свою историю спустившей на воду более полусотни исполинских судов. Сегодня компания по-прежнему существует, и даже, более того, является единственной транспортной компанией, осуществляющей регулярные пассажирские рейсы через Атлантику.


Ещё на этапе проектирования, лайнер претендовал на несколько громких титулов, среди которых "первый в мире лайнер длиной более 300 метров" и "крупнейшее сооружение на плаву, когда либо созданное человеком". Но судьба распорядилась иначе. "Великая депрессия" серьёзно ударила по темпам строительства в Глазго, и все вышеперечисленные титулы достались лайнеру "Нормандия", спонсировавшегося французским правительством. В итоге лайнер стал "всего лишь" крупнейшим судном, построенном на британских верфях. Но и этого было достаточно, чтобы назвать новый трансатлантический лайнер именем Марии Текской, супруги британского короля Георга V, правившего империей с 1910 по 1936 гг.


О революционном масштабе проекта №534 красноречивее всего говорит тот факт, что контракт на строительство лайнера был подписан только после успешных переговоров о строительстве в Нью-Йорке пристани, способной принимать суда таких габаритов. После урегулирования всех бюрократических вопросов, 1 декабря 1930 года на судоверфи в Глазго состоялась торжественная закладка судна.

26 сентября 1934 года случился торжественный спуск на воду. Корабль был крещён лично Георгом V. Однако, до сдачи этого шедевра инженерной мысли в эксплуатацию оставалось ещё долгих 18 месяцев, ушедших на доукомплектацию судна всем необходимым и проведение ходовых испытаний. Для полного оснащения лайнера понадобилось 6400 км электрического кабеля и более 30 тыс. лампочек! Всё это хозяйство питала мощнейшая электростанция, состоящая из семи турбогенераторов по 10 тыс. киловатт каждый.


В конце марта 1934 года "Куин Мэри" была окончательно сдана владельцам, а уже 27 мая состоялся первый трансатлантический рейс. Лайнер прибыл в Нью-Йорк спустя 3 дня 23 часа 57 минут после выхода из Глазго. На борту в тот момент находилось 1849 человек.


Надвигавшаяся мировая война стала причиной драматического перелома в судьбе прекрасной "Королевы Марии". 1 марта 1940 года, находясь в водах Средней Атлантики и имя на борту 2332 пассажира, команда получила радиошифровку о призыве лайнера на военную службу. Корпус лайнера был полностью перекрашен в серый цвет, а все декоративные элементы и предметы роскоши были демонтированы и отправлены на склад.


За две недели пассажировместимость судна была увеличена вдвое. Теперь лайнер мог принимать на борт до 5,5 тыс. солдат, однако фактическая загрузка почти всегда значительно превосходила норму. На этом поприще "Куин Мэри" принадлежит своеобразный рекорд. В одном из рейсов 1943-го года транспорт пересёк Атлантику с 16,5 тыс. солдат на борту. За 5 лет войны "Куин Мэри" перевезла в общей сложности 1,5 млн. человек, покрыв при этом расстояние около миллиона километров. Характеристики лайнера давали ему возможность легко уходить от вражеских субмарин, а для защиты от воздушных налётов на палубе были установлены зенитные орудия. На время войны действовал строжайший приказ командования, запрещавший лайнеру останавливаться при любых обстоятельствах, даже для спасения терпящих бедствие.


В первый пассажирский рейс "Куин Мэри" вышла лишь спустя два года после войны, получив своё второе рождение в Саутгемптоне, куда доставили всё демонтированное убранство корабля. До самого начала эры реактивной авиации лайнер не терял популярности. Билеты на трансатлантические рейсы пользовались ажиотажным спросом. Этому не помешал даже обнаруженный в процессе эксплуатации конструктивный дефект, вызывающий сильную бортовую качку при волнении. После того, как несколько пассажиров и членов экипажа получили серьёзные травмы во время шторма, лайнер оснастили стабилизаторами качки, что решило проблему практически полностью.


Но дни "Королевы" были сочтены. Всё больше людей предпочитали авиацию медленному и архаичному морскому транспорту. Под конец карьеры доходило до того, что лайнер перевозил за рейс всего 600 пассажиров, и это команде численностью в 2 тыс. человек. 8 мая 1967 года судно навсегда покинуло морские дороги. Лайнер был продан за 3,5 млн долларов городу Лонг-Бич в Калифорнии, куда и прибыл в декабре того же года на место своей новой, вечной стоянки.


Лайнер на несколько месяцев был поставлен в сухой док, очищен от водорослей и перекрашен. Кроме того, с лайнера были сняты силовые установки и большая часть другого технического оснащения. Корпус был защищён специальной антикоррозийной системой. В целом, на переоборудование корабля ушло 20 млн. долларов. Ещё 10 млн. вложили в развитие прилегающей к пристани территории.


Сегодня "Куин Мэри" – огромный комплекс со свободным доступом на все палубы, большим количеством ресторанов, магазинов, гостиницей. Для желающих вступить в брак прямо на палубе корабля действует свадебная часовня и церковь. Вообще, судьба судна нетипична и необычна. Лайнер-близнец "Куин Элизабет" после списания был утилизирован. Так обычно и поступают в данной ситуации. Но "Королева Виктория" в конце жизни оказалась не менее удачлива, чем во время войны, успешно лавируя между минами и немецкими субмаринами, спасая тем самым тысячи человеческих жизней.


Вот уже 47 лет этот великий лайнер с не менее великой судьбой стоит на вечном приколе, храня память о невероятных исторических событиях. Должно быть это горько, когда твои времена безвозвратно прошли. Что тебе снится сейчас?


Сборка.

По невольной традиции, этот гигант почти год пролежал в очереди на сборку. В детстве я имел некоторый опыт постройки кораблей, но во-первых это был совершенно другой уровень, во-вторых и наборы были куда меньшей сложности и детализации.

Начальная операция, без которой невозможно общение с кораблями – соединение двух половинок корпуса, противная и непростая. Из-за огрехов литья, такие большие детали часто приходят деформированными, не всегда хорошо прилаженными друг к другу.


На шов ушло очень много шпаклёвки и сил. Затереть всё до идеально ровного состояния вручную очень непросто. Сверху пришлось наложить никак не меньше 3-4 слоёв краски. Иначе тёмные пятная шпаклёвки просвечивали бы наружу.

После того как корпус соединён в некий монолит, наступает некоторое обманчивое облегчение. Вроде как общие контуры уже вырисовываются, но работы-то на самом деле впереди ещё необъятное множество. Один процесс покраски корпуса в три цвета с идеально ровными линиями стыковки чего стоит. С одной стороны пробовал выводить линии вручную, с другой – изготовил специальные маски из скотча. Понравилось, как ни странно, вручную. Работа кропотливая, но результат иногда даже более аккуратен.


До снятия маски всё выглядит просто ужасно :) Напоминает работу дошкольника. На самом деле всё куда лучше, чем кажется.


В ходе сборки открыл для себя маленький лайф-хак. Белый пластик корпуса очень сильно просвечивает, от чего слой краски на бортах кажется неравномерным и неаккуратным. Конечно, с установкой палубы просвечивать будет уже не так сильно, но всё же я посчитал нужным затушевать изнаночную сторону корпуса тёмной краской. Выглядеть стало на порядок солиднее.


Не скажу, что линии получились идеальными, но для моих нужд вполне такие подходят. На полке смотрится аккуратно.


Затем начинается поэтапная установка палубы. Окрашивалось всё сразу же перед установкой. Так намного удобнее. И повертеть детальку можно как хочешь, и в труднодоступные места залезть.


Корпус был закреплён на специальной подставке. Кстати, одной из самых труднореализуемых и кропотливых частей во всём лайнере стали для меня крошечные чёрные иллюминаторы, которыми усыпаны борта с обоих сторон. Целый день работы зубочисткой, смоченной в чёрной краске, привели к очень неплохому результату.


Идут последние работы по установке винтов.


Капитанский мостик, как сэндвич, состоит из множества уровней, как бы одевающихся друг на друга и не всегда хорошо совпадающих. Очень непростой в покраске узел.


Корма щедра на мелкие детали. Как, впрочем, и вся палуба в целом. Прежде чем закончить работу над очередной деталью, она должна понравиться мне. Очень сильно понравиться. Если она мне просто надоела, я откладываю её, но возвращаюсь вновь и вновь. Только так можно подходить к этому процессу.


Центральная палуба надоедала мне не один раз. Правильно покрасить её сложно. Покрасишь пол – обязательно залезешь на него белой краской. Покрасишь корпус – обратный процесс. Подкраска повторяется неоднократно, до достижения некого равновесия цветов. Ужасно муторно.


Зато результат до невозможности радует глаз. Когда последняя секция палубы встаёт на место, возвращается привычное чувство финишной прямой. И снова обманчивое.


На палубу устанавливаются шлюпки.


А вот уже начало следующего этапа. По старой технологии, испытанной мной ещё на предыдущей модели, я начинаю установку канатов, которых здесь предстоит наштамповать ещё огромное количество.


Ситуацию усложняет то, что здесь канаты намного большей длины, чем в предыдущем случае. Натягивать их порой было ужасно неприятно. А ещё эти легкогнущиеся мачты... Так или иначе, лайнер постепенно начинает приобретать свой конечный облик.


Последние штришки.


Ну совсем чуть-чуть осталось.


И последнее.


Ну почти последнее.


И результат четырёхмесячного труда перед вами (когда я его начинал, за окном ещё лежал снег).


Что я могу сказать по итогу всей этой истории? Строить корабли – это вам не про клей и напильники. В первую очередь, это про краски и кисточки. Потому что процесс покраски занимает львиную долю всего времени, вложенного в модель, а от его итогов зависит то, насколько круто всё будет смотреться в финале.

Безусловно, это любопытнейший опыт, который необходимо было получить в моём стремлении попробовать себя абсолютно во всех жанрах стендового моделизма.

Кстати, иметь хобби – это очень круто. Всегда знаешь, чем заняться в свободное время. До скорых встреч :)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Яндекс-Метрика

Яндекс.Метрика