пятница, 8 ноября 2013 г.

Разница в подходах

На свете существует множество удивительных вещей. Объяснить их подчас невозможно, но тем не менее все о них знают, они постоянно присутствуют в нашей жизни и делают её такой, какой она собственно и является. Одной из таких вещей, которая может и косвенно, но относится к основной теме этого поста, я считаю национальный менталитет и его влияние на нашу каждодневную действительность.

Менталитет – это то, почему мы так с вами живём. Кто-то скажет, что это попытка оправдать такие явления как лень, коррупция, равнодушие и раболепство, но это скорее наивная попытка их объяснить. У нас просто так принято. Менталитет очень трудно перебороть. Я постоянно ищу причину того, почему одни нации на протяжении веков живут в дерьме, а другие идут в авангарде технологического развития? Почему у каждой нации как будто бы существует невидимый потолок, через который они не хотят или не могут перепрыгнуть? Чувствую, что всё это вопросы касаются национального характера, но можно ли определённо на них ответить? Сомневаюсь.

Самое интересное, что какими бы прогрессивными и высокоразвитыми мы себе не казались, менталитет крепко сидит в каждом из нас. Большинство людей, на кухне поносящих чиновников, распиливающих миллиарды, при малейшем нарушении суют купюру гаишнику. Большинство людей, получающих квитанции за превышение скорости, свято уверены, что это государство спускает с них последние штаны, а не они несут справедливое наказание за довольно-таки серьёзное нарушение. А что, никто ведь не погиб. Да и дорога там была хорошая. Большинство людей, жалующихся на загаженный подъезд, готовы месяцами перешагивать через горы мусора, постепенно скапливающегося на лестничной площадке, лишь бы своими руками к нему не прикасаться. И это лишь примеры.

Значит ли всё это, что с менталитетом невозможно бороться? Совсем нет, но чтобы сказать своё слово наперекор всесильным "так принято" или "пока и так сойдёт, а там посмотрим", нужно обладать недюжинной силой воли и серьёзной мотивацией. А сейчас, собственно, одна маленькая ситуация, столкновение с которой и побудило меня написать всё это.


Перед вами страница одного из факультетов Вестфальского университета имени Вильгельма (Мюнстер, Германия), а вернее говоря, страничка одной из магистерских программ в сфере IT. Заходишь на сайт, и становится ясно: здесь всё для людей. Совершенно логично, что абитуриента в первую очередь интересует, что предлагается изучать на данном направлении (для нормальных людей это основной критерий при выборе места обучения) – вся эта информация, разведённая по модулям и семестрам, уложена в единую таблицу, которую видишь сразу же, как только переходишь на страничку "Учебные планы". Мало? На видном месте красуется ссылочка на документ, в котором подробнейшим образом расписаны: общее содержание каждого предмета, минимальные умения студента для успешного усвоения материала, количество лекционных и лабораторных часов, форма проведения семинарских занятий, принципы оценки уровня знаний, форма и продолжительность финального экзамена, расписаны связи с параллельными курсами, обозначен преподаватель. Просто потрясающе. Можно сколь угодно рассуждать о превосходстве старого доброго советского образования над западным, но в те моменты, когда сталкиваешься с такой любовью к мелочам и заботой о тех, ради кого вся каша заваривалась – все вопросы отпадают сами собой.


Будто пересаживаясь из представительского "Мерседеса" в бюджетную "Калину", мы переходим с сайта немецкого университета на сайт университета российского. С этого самого момента начинает явственно проявляться разница в подходах. В этой реальности на меня, желающего получить на руки учебные планы магистратуры, смотрят как на идиота: "А вам зачем? Вообще-то, это наше ноу-хау!". На секунду представим, что я хочу сюда поступать. На этом факультете 16 (!) магистерских программ разбитых по трём направлениям (не все из них функционируют на самом деле). Что скрывается под названиями "Коммуникационные технологии", "IT в менеджменте", "Защита информации"? Нет, примерно я, конечно, представляю, но... Какие курсы, какого наполнения, в какой форме? Стоит ли тратить время на это? Что за люди будут это преподавать? Ни на один из этих вопросов найти ответ в общедоступных источниках невозможно. Теоретически, можно обойти всех руководителей этих программ, побеседовать с ними, вряд ли они станут что-то скрывать. А если я из другого города? Или вообще с другого конца планеты? Разница в подходах.

Под всё это просится одна затёртая, но мудрая мысль: "Нужно быть, а не казаться". Мы не станем международным центром образования за счёт потока студентов из стран третьего мира, радостно пропивающих по общагам деньги своего родного государства и думающих об образовании явно не в самую первую очередь, месяцами не появляясь на парах. Ни один человек в мире не готов платить по 20 тыс.$ в год за те знания, что даются в наших ВУЗах. Возможно, я рассуждаю примитивно, но почему так, если всё у нас так хорошо?

Я не понимаю.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Яндекс-Метрика

Яндекс.Метрика