Прошедшая суббота оказалась последним днём моей веры в то, что в приёмной комиссии без проблем можно проработать целый месяц. За эти две недели я видел всё. За эти две недели я на себе прочувствовал всю тяжесть ситуации в стране. И дело, как оказалось, тут совсем не в реформе образования.
За всё время моей работы через меня прошло около 150 человек. Люди все совершенно разные, из разных уголков страны, разного достатка, образа жизни, уровня интеллекта и культуры. И это прекрасно! Магадан, Сахалин, Норильск, Новый Уренгой, Мурманск, Урюпинск, Волгоград, Курск, Липецк, Старый Оскол, Челябинск, Москва, совершенно замечательный город Экибастуз, что в Казахстане - вот всего лишь краткая география "моих" абитуриентов. Не повеситься от крайне тупой и рутинной работы по вбиванию информации в базу можно, разве что, пытаясь с душой подойти к каждому клиенту. Уже на первых секундах общения мне удаётся отличить выпускника техникума от вчерашнего одиннадцатиклассника, по акценту отличить сибиряка от воронежца, по одежде и манерам отличить провинциала от жителя мегаполиса. Все разные. Пару дней назад поступала дочка Ашифина, вчера приходила девочка из Ефремова, чью школу разрушил недавний смерч, а до этого я сам чуть было не стал участником настоящей семейной драмы под названием "Ваши результаты ниже допустимых проходных баллов". Вот такие дела.
90 процентов поступающих приходит к нам в сопровождении родителей: одного, двух, трёх и более. И если папы обычно предпочитают наблюдать за процессом оформления не подавая лишних звуков, то мам это не касается. Каждая мама убеждена, что её чадо самое лучшее на свете, и именно оно достойно занять одно из двадцати бюджетных мест на экономическом факультете. При этом редко принимается во внимание то, что ребёночек обществознание даже не сдавал, а за три экзамена в сумме с географией умудрился набрать целых 150 баллов. Бывает, что родители открывают для себя эти занятные факты биографии своего ребёнка прямо во время заполнения данных, сидя в приёмной комиссии. В попытке схалявить мамы идут на всё: от рассказов о тяжёлом детстве и Чернобыле (?!) до демонстрации грамот "За участие в конкурсе рисунка" десятилетней давности.
Но всё это можно понять. Должно быть и моя мама ровно три года назад донимала оператора, обычного студента-третьекурсника, абсурдными вопросами. Поступление - очень ответственный и пугающий шаг, разобраться во всех нюансах которого очень непросто. И заинтересованному, думающему человеку всегда хочется помочь, объяснить все тонкости и хитрости, разбить ложные стереотипы. Вот только дело в том, что больше половины абитуриентов сложно назвать как думающими, так и заинтересованными. И вот это уже действительно пониманию не поддаётся.
Я никогда не пойму, что движет людьми, которые приезжают за 200-300 км при этом не имея ни малейшего представления не только о том, какие факультеты вообще существуют в ВУЗе, но даже не помня собственных баллов по ЕГЭ. И это далеко не один курьёзный случай - это обыденность. Девочка из Курской области, приехавшая с единственной целью поступать на лингвиста, только в приёмной комиссии узнала, что для поступления на РГФ необходима литература, которую она не сдавала. Другая девочка, уже из Воронежа, неожиданно столкнулась с тем, что её баллы почти по всем предметам ниже минимального проходного на биолого-почвенный, на что мать предложила ей пересдать ЕГЭ через год - скандал, истерика, всё плохо. Даже из этой отборной компании на шаг вперёд выбивается девушка, сдавшая в школе только русский и математику, и желающая без третьего экзамена поступить в университет. На резонный вопрос, что же помешало ей, как и всем, ещё в школе сдать третий экзамен, был получен удивительно глубокомысленный ответ: "Ну я не знаю, мне предложили, вот я и сдавала!"
Я прекрасно помню, насколько момент поступления был важен для меня, и насколько тяжёлыми были предшествующие ему два года. Все эти воспоминания очень сильно контрастируют с тем, что я наблюдал все эти две недели. Такое впечатление, что многие даже и не задумываются о том, куда пойти учиться, до того самого момента, когда приходит время указывать приоритеты. "Эмм... Ну куда тут у вас с обществом можно?". "Ой, знаете, мы ещё не решили на самом деле... Помогите с выбором!". И моё любимое: "Ну вы нам предлагайте, а мы будем говорить "да" или "нет"... Нам запрещено агитировать, запрещено отговаривать, но как можешь пытаешься вдохнуть в эту феерию безумия хотя бы капельку здравого смысла. Не нужно поступать на физфак, имея не больше 40-ка баллов по физике. Не нужно после эконома указывать биолого-почвенный, ну а потом "давайте ещё на географический что ли попробуем..." Пытаешься сделать всё по уму... первую неделю. В начале второй недели становится просто плевать. "Вот вам листочек, ищите свои экзамены, выбирайте факультеты, направления". Самоустраняюсь. Ваша жизнь.
И всё-таки, что ни говори, я завидую этим ребятам. Пусть сейчас большинство из них такие несамостоятельные, нерешительным и ещё совсем дети, но вот уже через каких-то полгода в их жизни произойдёт мощнейший качественный скачок, который, возможно, и определит их такими, какими они останутся на всю жизнь. Если сами того захотят, конечно. У меня было так. Честно признаться, первый курс я вспоминаю с чувством светлой ностальгии. В особенности первый семестр. Это время, когда я впервые в жизни почувствовал то, что называют ветром перемен. Новое было за каждым углом, я ловил это прямо здесь и сейчас, в любой момент. Время сотен новых знакомств, новых условий, новых привычек и образа жизни. Может быть я просто ошибся факультетом, но ВГУ дал мне жизненных ориентиров больше, чем знаний. Если задуматься, он подарил мне буквально всё то, что у меня есть сейчас. И я желаю, чтобы все те, кто в этом году станут первокурсниками любого ВУЗа, постоянно помнили:
На сей радостной ноте сообщаю, что успешно завершил изучение информационной системы "Абитуриент", прошу считать производственную практику пройденной.
P.S. Огромное спасибо тем немногим ребятам и их родителям, которые своей безграничной положительностью, вежливостью, адекватностью и добротой делали мой рабочий процесс настолько крутым, а моё настроение настолько высоким!
За всё время моей работы через меня прошло около 150 человек. Люди все совершенно разные, из разных уголков страны, разного достатка, образа жизни, уровня интеллекта и культуры. И это прекрасно! Магадан, Сахалин, Норильск, Новый Уренгой, Мурманск, Урюпинск, Волгоград, Курск, Липецк, Старый Оскол, Челябинск, Москва, совершенно замечательный город Экибастуз, что в Казахстане - вот всего лишь краткая география "моих" абитуриентов. Не повеситься от крайне тупой и рутинной работы по вбиванию информации в базу можно, разве что, пытаясь с душой подойти к каждому клиенту. Уже на первых секундах общения мне удаётся отличить выпускника техникума от вчерашнего одиннадцатиклассника, по акценту отличить сибиряка от воронежца, по одежде и манерам отличить провинциала от жителя мегаполиса. Все разные. Пару дней назад поступала дочка Ашифина, вчера приходила девочка из Ефремова, чью школу разрушил недавний смерч, а до этого я сам чуть было не стал участником настоящей семейной драмы под названием "Ваши результаты ниже допустимых проходных баллов". Вот такие дела.
90 процентов поступающих приходит к нам в сопровождении родителей: одного, двух, трёх и более. И если папы обычно предпочитают наблюдать за процессом оформления не подавая лишних звуков, то мам это не касается. Каждая мама убеждена, что её чадо самое лучшее на свете, и именно оно достойно занять одно из двадцати бюджетных мест на экономическом факультете. При этом редко принимается во внимание то, что ребёночек обществознание даже не сдавал, а за три экзамена в сумме с географией умудрился набрать целых 150 баллов. Бывает, что родители открывают для себя эти занятные факты биографии своего ребёнка прямо во время заполнения данных, сидя в приёмной комиссии. В попытке схалявить мамы идут на всё: от рассказов о тяжёлом детстве и Чернобыле (?!) до демонстрации грамот "За участие в конкурсе рисунка" десятилетней давности.
Но всё это можно понять. Должно быть и моя мама ровно три года назад донимала оператора, обычного студента-третьекурсника, абсурдными вопросами. Поступление - очень ответственный и пугающий шаг, разобраться во всех нюансах которого очень непросто. И заинтересованному, думающему человеку всегда хочется помочь, объяснить все тонкости и хитрости, разбить ложные стереотипы. Вот только дело в том, что больше половины абитуриентов сложно назвать как думающими, так и заинтересованными. И вот это уже действительно пониманию не поддаётся.
Я никогда не пойму, что движет людьми, которые приезжают за 200-300 км при этом не имея ни малейшего представления не только о том, какие факультеты вообще существуют в ВУЗе, но даже не помня собственных баллов по ЕГЭ. И это далеко не один курьёзный случай - это обыденность. Девочка из Курской области, приехавшая с единственной целью поступать на лингвиста, только в приёмной комиссии узнала, что для поступления на РГФ необходима литература, которую она не сдавала. Другая девочка, уже из Воронежа, неожиданно столкнулась с тем, что её баллы почти по всем предметам ниже минимального проходного на биолого-почвенный, на что мать предложила ей пересдать ЕГЭ через год - скандал, истерика, всё плохо. Даже из этой отборной компании на шаг вперёд выбивается девушка, сдавшая в школе только русский и математику, и желающая без третьего экзамена поступить в университет. На резонный вопрос, что же помешало ей, как и всем, ещё в школе сдать третий экзамен, был получен удивительно глубокомысленный ответ: "Ну я не знаю, мне предложили, вот я и сдавала!"
Я прекрасно помню, насколько момент поступления был важен для меня, и насколько тяжёлыми были предшествующие ему два года. Все эти воспоминания очень сильно контрастируют с тем, что я наблюдал все эти две недели. Такое впечатление, что многие даже и не задумываются о том, куда пойти учиться, до того самого момента, когда приходит время указывать приоритеты. "Эмм... Ну куда тут у вас с обществом можно?". "Ой, знаете, мы ещё не решили на самом деле... Помогите с выбором!". И моё любимое: "Ну вы нам предлагайте, а мы будем говорить "да" или "нет"... Нам запрещено агитировать, запрещено отговаривать, но как можешь пытаешься вдохнуть в эту феерию безумия хотя бы капельку здравого смысла. Не нужно поступать на физфак, имея не больше 40-ка баллов по физике. Не нужно после эконома указывать биолого-почвенный, ну а потом "давайте ещё на географический что ли попробуем..." Пытаешься сделать всё по уму... первую неделю. В начале второй недели становится просто плевать. "Вот вам листочек, ищите свои экзамены, выбирайте факультеты, направления". Самоустраняюсь. Ваша жизнь.
И всё-таки, что ни говори, я завидую этим ребятам. Пусть сейчас большинство из них такие несамостоятельные, нерешительным и ещё совсем дети, но вот уже через каких-то полгода в их жизни произойдёт мощнейший качественный скачок, который, возможно, и определит их такими, какими они останутся на всю жизнь. Если сами того захотят, конечно. У меня было так. Честно признаться, первый курс я вспоминаю с чувством светлой ностальгии. В особенности первый семестр. Это время, когда я впервые в жизни почувствовал то, что называют ветром перемен. Новое было за каждым углом, я ловил это прямо здесь и сейчас, в любой момент. Время сотен новых знакомств, новых условий, новых привычек и образа жизни. Может быть я просто ошибся факультетом, но ВГУ дал мне жизненных ориентиров больше, чем знаний. Если задуматься, он подарил мне буквально всё то, что у меня есть сейчас. И я желаю, чтобы все те, кто в этом году станут первокурсниками любого ВУЗа, постоянно помнили:
"Такого шанса изменить свою жизнь больше не будет".
На сей радостной ноте сообщаю, что успешно завершил изучение информационной системы "Абитуриент", прошу считать производственную практику пройденной.
P.S. Огромное спасибо тем немногим ребятам и их родителям, которые своей безграничной положительностью, вежливостью, адекватностью и добротой делали мой рабочий процесс настолько крутым, а моё настроение настолько высоким!
Комментариев нет:
Отправить комментарий